Фрагмент для ознакомления
2
Данная лекция посвящена изучению сути и содержания категории «профессиональная деятельность».
В словарях определяются, прежде всего, сущностью самой деятельности. Ее синонимом являются понятия «действие», «движение», «инициатива», «занятие (чем-либо)», «труд», «работа», «практика» (практическая деятельность), «функционирование» (выполнение функций) и др. Эти категории употребляются в противоположность понятиям (антонимам): бездеятельность, безделье, безынициативность, инертность, бездействие, лень, леность, отдых, пассивность, инерция и др.
Попытки дать определение профессиональной деятельности человека, ее особенностям отмечаются уже в трудах античных мыслителей. Платон и Аристотель под деятельностью понимали ее не только как труд, физическую деятельность, но и творчество. По словам Аристотеля, труд осуществляется в силу жизненной необходимости (нужда в пище, одежде, жилье). Труд осуществляется по чьему-то приказу, тогда как творческая деятельность в отличие от него, является свободным актом и не имеет чисто утилитарного смысла. Осознать это античным философам помогло рабовладение: повседневные действия раба и свободного человека существенно различаются. Гораздо позднее, Людвиг фон Мизес в своей работе «Человеческая деятельность» углубил представления древних философов, обращаясь к проблемам развития капиталистического общества.
Российские ученые от Татищева до современных исследователей активно участвуют в разработке научных концепций, где отражены философские и психологические аспекты профессиональной деятельности, а также особенности ее эволюции в связи с историческими предпосылками. Наиболее влиятельным фактором считается развитие научно–технического прогресса, под воздействием которого одни виды деятельности модернизируются и развиваются, а другие безвозвратно исчезают.
В современном понимании профессиональная деятельность тесно увязывается с общественной сущностью человека. Основным видом человеческой активности является труд, то есть создание полезных для общества продуктов, удовлетворяющих материальные или духовные потребности людей. В процессе труда человек изменяет действительность, используя для этого те или иные средства и методы. Труд, прежде всего, это физическая активность, которому подчинены некоторые другие виды деятельности. Сейчас центральное значение придаётся интеллектуальной (научной, творческой) деятельности, так как в ее результатах общество нуждается больше всего, а физическая активность оказывается всё более убыточной. В условиях новой 1У мировой промышленной революции это проявляется особенно заметно, так как автоматизация и применение роботов делают любую физическую работу более качественно и быстро, чем человек, а кроме того, значительно сокращается потребление ресурсов.
Учение - процесс систематического получения знаний, навыков, умений, которые необходимы в трудовой деятельности.
Для того, чтобы усвоить эти знания, стали необходимы значительное количество времени и ресурсов. Еще одним видом человеческой активности является игра.
В процессе игры человек (чаще всего это ребёнок) усваивает определённые социальные нормы, учится жить в обществе. В детском возрасте игра носит развивающий характер, а во взрослой жизни она становится средством отдыха и общения. Игра предполагает активность в условных ситуациях, упрощённо воспроизводящих реальные. В процессе игры человек отрабатывает действия и сценарии, которые затем будут применяться в «настоящей» жизни.
Характерным признаком человеческого общества и видом активности является общение.
Показать больше