Фрагмент для ознакомления
2
Доклад «Новые черты и социально-значимые качества личности на Руси»
Вступление
Княжеская Русь – влиятельное государство своего времени, которое ослабло из-за феодальной раздробленности княжеств. Эпоха, которой принадлежит гениальный памятник «Слово о полку Игореве», противоречива и трагична в своей основе. С одной стороны, она отмечена высоким развитием искусств: живописи, архитектуры, прикладного искусства, литературы, а с другой – она характеризуется почти полным распадом Русского государства на самостоятельные княжества. В свое время – в конце XI и в первой четверти XII века – Владимир Мономах вносил сильное сдерживающее начало в процесс дробления Русской земли. Ему удалось глубокими походами в степь утишить половцев. Со смертью Владимира Мономаха в 1125 году вражда между отдельными русскими князьями усиливается, а через некоторое время возобновляются и набеги половцев. Вплоть до татаро-монгольского нашествия междоусобия отдельных ветвей княжеского рода становятся все более и более частыми.
Социально-значимые черты
Все больше христианство вытесняло язычество, активно проповедовалось православие, в пример для подражания ставили святых Бориса и Глеба, многие моральные качества религиозного человека того времени описаны в «Поучении митрополита Иллариона», «хождения игумена Даниила», житиях различных святых, трудах отцов Византийской церкви, которые переводи и часто читали на Руси. В такой политической обстановке формировались представления жителей древней Руси о новых чертах и социально-значимых качествах личности. Для этого мы будем анализировать такие источники, как «слово о полку Игореве», «повесть об убиении Андрея Боголюбского», «Киево-Печерский патерик» и т.д. Киево-Печерский патерик не только служил идее единства Руси, но и утверждал самобытность этой Руси, способствовал формированию в ней церковного идеала поведения, своих русских церковных обычаев, монашеского «этикета». Так, например, в патерике рассказывается, как родился русский обычай вкладывать в руку умершего написанную молитву с просьбой о прощении ему грехов. Авторы патерика сознавали, что этого обычая нет в других землях.
Авторы патерика стремились создавать идеал чинного образа жизни не только в монастыре, но и за его пределами. В патерике рассказывается, например, на основании Жития Феодосия, как киевский князь Изяслав, навестив однажды Феодосия, спросил у него: почему так вкусна пища в его монастыре, тогда как на его собственных пирах, где пища различна и многоценна, она «не суть такова сладка, яко же сиа». Феодосий разъяснил князю: потому, что она готовится в монастыре благоговейно и по обрядам, описал эти обряды, а у князя пища приготовляется рабами, которые работают «сварящеся и шегающе . Патерик относится к тому времени, когда происходило становление феодального быта, устанавливался этикет – этикет поведения, этикет воинский, княжеский, монашеский. Каждое сословие в это время предстает в литературе как бы в своем геральдическом знаке, изображающем его в момент исполнения им его высшего сословного долга: князь выезжает на битву впереди войска и первым ломает в битве копье (т. е. начинает битву); подручные князя ездят у стремени своего главы; отроки предстоят перед князем; бояре заседают в совете («бояре думающие»); крестьяне пашут и т. д. Характерен тот образ работающего монаха, который дает Киево-Печерский патерик: «Многажды же великому Никону седящу и строащу книгы, и блаженому въскрай его седящю и прядущу вервие еже на потребу таковому делу. Таково бе того смирение и простота». Патерик замечателен тем, что живописует и эти занятия монахов помимо молитвы и бдения – в садоводстве, в приготовлении пищи, а иногда и в руководстве строительными работами. В последнем случае описываются в патерике и конфликты, возникающие между работниками, нанятыми со стороны, и монастырем. Не всегда идеально ведут себя и сами монахи. В них сказываются и дурные черты характера, и разные слабости. Однако конфликты в конце концов прекращаются, и монашеская идиллия восстанавливается.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
Библиотека литературы Древней Руси. Т.1. СПб., 1997. С. 456-475, 538-542; 268-283, 635-639; 377-384, 389-391, 417-427, 457-467, 640-642.
Древняя русская литература. Хрестоматия. М., 1980. С. 48-54, 95-108.
Хрестоматия по древнерусской литературе. М., 1994. С. 51-56, 67-74.
Литература.
Данилевский Н.И. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.). М., 2001. С. 69-95.
Даркевич В.П. «Градские люди» Древней Руси: XI-XIII вв. // Культура славян и Русь. М., 1999. С. 93-143.
Карташёв А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1. М., 1991. С. 105-114, 124-132, 239-252.
Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Л., 1947. С. 21-26, 144-166, 168-177, 196-279.
Свердлов М.Б. Владимир Святославич Святой – князь и человек // Культура славян и Русь. М., 1999. С. 79-92.
Учебные издания по истории отечественной культуры.
История русской культуры IX–XX вв.: Пособие для вузов / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина; под ред. Л.В. Кошман. 3-е изд. М., 2002.
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. Ч. 1-2. М., 2002.
Кондаков И.В. Культурология: История культуры России. Курс лекций. — М.: ИКФ Омега-ЛЖ; Высшая школа, 2003. — 616 с.
Кошман Л.В. и др. (ред.). История русской культуры IX-XX вв. М., 2004.
Горелов А.А. История русской культуры. М., 2013.