Фрагмент для ознакомления
1
1. Государство как субъект международного энергетического права 2
2. Внешняя энергетическая политика России 5
3. Задачи для достижения стратегической цели внешней экономической политики 15
4. Механизмы государственной энергетической политики для решения указанных задач 16
5. Суверенитет государства над природными ресурсами. Суверенные права над минеральными ресурсами в пространствах под юрисдикцией государства и в международных пространствах. 17
Фрагмент для ознакомления
2
1. Государство как субъект международного энергетического права
Современное международное право как особая правовая система состоит из многих отраслей права. Одной из подобных отраслей является международное экономическое право. В составе международного экономического права выделяют подотрасли, среди которых отдельное место принадлежит международному энергетическому праву.
В последние годы подобная подотрасль получила стремительное развитие. Это связано с той существенной ролью, которой обладает энергетика в жизнедеятельности народов мира, в их благополучии и последующем развитии.
Необходимо отметить, что энергетическая отрасль по своему составу достаточно обширна. В неё входят различные аспекты, в числе которых такие, как энергетические ресурсы, их виды и особенности; энергетическая эффективность и энергетическая безопасность; энергетическая геополитика; энергетические рынки; энергетические трубопроводные системы, экологическая безопасность в сфере энергетики, международные энергетические институты, международные договоры в энергетической сфере и так далее.
Глобализация мировой экономики достаточно естественно глубоко затронула и энергетическую область. От бесперебойного функционирования глобальных энергетических институтов во многом зависит положение всей системы современных глобальных экономических отношений. На энергетических ресурсах базируется не только экономическое процветание государств, но и их политическое воздействие. Вопросы энергетической политики и международного энергетического права на постоянной основе обсуждаются на саммитах «большой восьмерки», в рамках специально образованных международных универсальных организаций, включая Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Международного энергетического агентства (МЭА) и другие.
Сформированы и функционируют десятки региональных организаций, в том числе, Межправительственный совет по нефти и газу (в рамках СНГ и ЕврАзЭС), Организация энергетического сотрудничества стран Балтийского моря (в рамках Совета государств стран Балтийского моря), Организация арабских стран - экспортеров нефти (ОАПЕК), Латиноамериканская энергетическая организация (ОЛАДЕ), Африканская комиссия по энергетике (АФРЕК) и так далее.
Среди организаций общей компетенции, которые значительное внимание акцентируют на глобальных энергетических проблемах, необходимо выделить Организацию Объединенных Наций (ООН). На сегодняшний день ООН активизирует свою деятельность в решении общемировых энергетических проблем в контексте устойчивого развития мировой экономики, которое зачастую именуют проблемами устойчивого развития мировой энергетики. Многие специализированные учреждения ООН акцентируют свое внимание на проблемах последующего развития глобального сотрудничества в рамках энергетики. Так, в частности, роль Организации Объединенных Наций в сфере образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). 5 сентября 2008 года она подписала соглашение с Россией о формировании Международного центра стабильного энергетического развития. Данный Центр стал центральной составляющей деятельности ЮНЕСКО на энергетическом направлении, поскольку там осуществляются значительные научные исследования в области энергетических ресурсов. Основная цель его деятельности - обеспечение стабильного энергетического развития в мире и искоренение того, что эксперты именуют «энергетической бедностью». Центр содействует многостороннему сотрудничеству в энергетической отрасли, разработке исследовательских и образовательных программ, определению угроз стабильному энергетическому развитию и возможностей их ликвидации.
Образован и функционирует ряд неправительственных организаций, которые обладают существенной ролью в глобальной энергетической политике. Это Мировой энергетический совет (МИРЭС) – осуществляет систематические конференции по глобальным проблемам энергетики; Мировые нефтяные и газовые конгрессы - анализируют проблемы развития нефтяной и газовой отраслей; Международная ассоциация нефте- и газопроизводителей - занимается вопросами взаимодействия крупных нефтегазовых организаций и координацией их коллективных усилий по ряду мировых проблем.
Необходимо отметить, что конференции являются важнейшей формой переговорного механизма, по итогам которых принимаются глобальные политические документы в области энергетического сотрудничества: декларации, меморандумы, заявления, коммюнике, хартии и так далее. Кроме политических документов подписываются международные договоры, многие из которых подлежат ратификации подписавшими их странами.
Показать больше