Фрагмент для ознакомления
2
Маргинальность: сущность и характерные черты
Глобализация современного мира сопровождается исключительно напряженными и противоречивыми социокультурными явлениями, обусловленными в значительной мере ростом социальных и культурных контактов, взаимодействий, взаимопроникновений. Эти процессы, в свою очередь, вызывают усложнение социальной структуры, социокультурную полярность, внутреннюю дифференциацию.
Особенно актуальной представляется проблема коммуникации в условиях современного, многомерного социокультурного пространства. Потребность в понимании, адекватном и эффективном взаимодействии делает необходимым изучение тех явлений, элементов социальной структуры, которые содержат в себе дополнительный, не раскрытый до конца коммуникативный потенциал. В качестве носителей таких способностей ярко проявляются маргинальные образования.
Современный многополярный мир богат на, разного рода, источники, стимулирующие развитие. Характер инноваций, возникающих в обществе, их интенсивность и направленность прямо связаны с наличием социальных структур, готовых принимать новое. Непременно возникает вопрос о социальных группах или отдельных личностях, которые стоят у истоков изменений. Обращает на себя внимание то, что многие из них обладают чертами или признаками, выводящими их за рамки определенной социокультурной среды в пограничную, периферийную, маргинальную сферу. Совершенно определенно можно сказать, что особенно четко фактор маргиальности проявляется при росте политической и экономической нестабильности. Особенно это касается России.
Кроме того, поскольку проблема маргинальности малоизученна, дискуссионна, то её дальнейшая разработка актуальна и для развития самой науки.
Можно утверждать, что концепция маргинальности на современном этапе является востребованной теоретической моделью для анализа состояния российского общества и может сыграть важную роль в исследовании его социальной структуры.
Маргинальность (позднелат. marginalis – находящийся на краю, от лат. margo – край, граница), социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Введено американским социологом Р. Парком, который обозначал этим понятием положение мулатов и считал, что «маргинальная личность» обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью. В современной литературе понятие маргинальность распространения не получило.
Н.Е Тихонова отмечает, что «маргиналы – обозначение личностей, социальных слоев или групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социально-культурных норм и традиций. Типичный пример – перемещение сельских жителей в города, которое не сопровождается развертыванием социальной инфраструктуры» [10].
Обратим внимание на то, что за 17 лет между словарями маргиналы сдвинулись из середины общества на его границу.
Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу, и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой.
В отечественной социологии при изучении и рассмотрении процесса маргинализации в значительно большей степени уделяется внимание его негативным проявлениям. С одной стороны, это обусловлено опасностью социальной дисфункции, которую необходимо изучать в первую очередь. Однако изучение и «позитивного» потенциала маргинализации, с нашей точки зрения, является немаловажным. Маргинальный — означает «пограничный», вынесенный на грань знакомого мира, выходящий за рамки привычной социальной структуры. Такое предельное, экстремальное положение в социальной структуре не всегда является негативным, социально опасным, разрушительным, хотя в общественном сознании слово «маргинал» вызывает исключительно негативные ассоциации — с бездомными, алкоголиками, безработными и пр. Несмотря на то что за таким предвзятым отношением и стоит страх перед «чужаками», который является спутником человеческих обществ испокон веков, хотелось бы попытаться изменить этот стереотип.
Начнем с описания параметров маргинальности, которые определили классики теории маргинализации. Р.Э. Парк, Э. Стоунквист и Г. Зиммель выделяли такие основные черты классического маргинального человека: более широкий кругозор, объективность оценки, расчетливость, рациональность, свобода мировоззрения, среди негативных и потенциально опасных черт, в которые могут перерасти вышеперечисленные свойства маргинала, можно назвать цинизм, нигилизм, одиночество, социальный аутизм, отсутствие всяческих нравственных ориентиров. То, насколько полезными для общественного развития в силу непредвзятой оценки, нестандартного типа мышления, свободы от стереотипов либо опасными из-за неконтролируемости, бесчувственности и безнравственности могут стать маргиналы, зависит от среды, уровня культуры и др. Потенциальная опасность маргинала для общества не является односторонней. «Чужак» всегда настораживает членов группы, может вызывать агрессию. Тип маргинального человека становится все более распространенным с развитием и усложнением социальной структуры, так как возникает все большее и большее количество новых социальных групп, на границе которых может «зависнуть» индивид. В свою очередь в идеале маргинальные элементы общества все чаще становятся «строительным материалом» для новых социальных групп и общностей, соответствующим новым потребностям общества. Но не только представители Чикагской школы социологии анализировали маргинальное состояние, наделяя его как опасными, так и полезными чертами.
Показать больше