Фрагмент для ознакомления
2
Католический монах, восставший против католицизма - Мартин Лютер (1483-1546 гг.) - оказался основателем одного из крупнейших социальных движений в истории Запада. Реформация (протестантизм) была борьбой против макиавеллистской политики папства, против инквизиции, продажи индульгенций, и прочих форм церковного стяжательства. Одновременно это была борьба за освобождение светской власти от папского престола, за национальное самоопределение, за упрощение и удешевление религиозных обрядов, за дозволение национального языка в церковной жизни, за упразднение священничества, как посредствующего звена между богом и людьми. Европа после Лютера - это совсем иной мир, нежели Европа до него. Естественно, что, поскольку Лютер был, прежде всего, религиозным реформатором, большая часть его сочинений посвящена духовно-нравственным вопросам, однако как практик и вождь мощного социального движения, он не мог обойти своим вниманием проблем политики и права. Эти проблемы поднимаются им в работах «О свободе христианина», «К христианскому дворянству немецкой нации», «О светской власти», в цикле обращений против ростовщичества, и в некоторых других сочинениях.
Цель работы: рассмотреть политико-правовые взгляды М. Лютера.
Для решения поставленной цели следует решить ряд задач:
1. Рассмотреть интеллектуальную позицию М. Лютера.
2. Дать характеристику светской и духовной власти по М. Лютеру.
3. Раскрыть позицию М. Лютера в отношении политического устройства государства.
Структура работы. Доклад состоит из введения, основной части и заключения. В конце работы представлен список использованной литературы.
1. Интеллектуальная позиция М. Лютера
Интеллектуальная позиция Лютера была двойственной. С одной стороны, он стремился к преодолению крайностей догматизма и косности, присущих порой католицизму тех времен, призывал к терпимости и уважению человеческой духовной свободы. С другой стороны, в своем отношении к интеллектуальному наследию человечества он проявлял порой «экстремизм», значительно превосходящий все возможные крайности средневекового католического мракобесия. Лютер провозгласил абсолютный авторитет Святого Писания. На этой основе он крайне пренебрежительно относился к достижениям языческой философии. В своем религиозном рвении он доходил до призыва «совершенно уничтожить книги Аристотеля». «Этика» Стагирита - изумительная книга своего времени, которая была, как мы помним, истоком европейской правовой науки, одним из столпов европейской культуры, удостоилась с его стороны такой оценки: «гнуснейшая из всех книг, направленная непосредственно против благодати божьей и христианских добродетелей... О, подальше от всех христиан с такими книгами!». Будучи человеком не только мысли, но и действия, он всегда был склонен впадать в крайности, как это свойственно людям подобного склада. Поэтому в его творчестве мы видим удивительное сочетание призывов к веротерпимости с призывами преследовать иноверцев; либерализма и тоталитаризма.
Этот тоталитаризм, особенно заметный в отношении к классике античной политологии, ведет к некоторой однобокости и противоречивости его воззрений. Это заметно уже в его учении о человеческой свободе. По Лютеру человек парадоксален: он одновременно и свободен и находится в услужении. Как это возможно? Дело в том, что мы должны разграничивать две сферы нашего бытия: внутреннего человека и внешнего человека. Внутреннему человеку достаточно одной веры и в вере проявляется его высшая свобода. Однако внешнему человеку одной веры недостаточно. Нужны еще и добрые дела, и, в том числе труд и служение ближнему. Из необходимости служения ближнему Лютер выводит необходимость подчинения духовной и светской власти. Он пишет: «Вот как говорит свободный христианин: «Я буду поститься, молиться, исполнять это и все, что заповедано, не потому, чтобы я в том нуждался, и не вследствие того, что хотел бы этим стать правильным и блаженным, но я хочу этого для того, чтобы подать пример и сослужить папе, епископу, общине, или моему собрату, по воле Господа, и пострадать подобно тому, как Христос сослужил мне в гораздо большем деле, и пострадал, хотя гораздо менее в том нуждался. И, хотя тираны поступают неправильно, требуя этого, но все-таки мне это не повредит, потому, что я поступаю не против Бога».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Лютер М. О светской власти. – Москва: Директ-Медиа, 2010. – 59 с.
2. Борисов А.А. Новаторство или преемственность? Особенности и религиозно-исторический контекст экзегезы Мартина Лютера // Библия и христианская древность. 2019. Том 1. № 1. С. 185-202.
3. Горовая А.В. Историко-психологический анализ политического мировоззрения Мартина Лютера (на примере произведения «О светской власти») // Наука и школа. 2014. № 1. С. 170-172.
4. Кравцов Н.А. Лекции по истории политических и правовых учений: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2011. – Том 1. Древний восток, Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время. – 480 с. – С. 240-250.
5. Кюнг Г. Великие христианские мыслители / пер. с нем. О. Ю. Бойцовой. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2020. – 444 с. – С. 218-255.