Фрагмент для ознакомления
2
Творчество М.Ю. Лермонтова всегда привлекало пристальное внимание отечественных и зарубежных исследователей. Это обусловлено разнообразием его произведений, особенностями творческого метода, языка писателя.
Среди произведений М.Ю. Лермонтова значительное внимание литературоведов традиционно уделялось поэме «Мцыри». Этому произведению посвящены научные работы В.Э. Вацуро, Д.Е. Максимова, Ю.В. Манна, В.А. Мануйлова, А.М. Ранчина, Б.Т. Удодова и других исследователей.
Д.Е. Максимов в работе «Проблематика и символика поэмы Лермонтова «Мцыри» соглашается с мнением большинства исследователей о романтическом характере поэмы. Он отмечает, что «почвой, сформировавшей романтическое искусство начала XIX в., явилось развитие личности, её неудовлетворенность историческим бытием и её стремление противопоставить враждебным силам действительности свою одинокую борющуюся волю и свою субъективность» .
Однако романтизм поэм М.Ю. Лермонтова отличался от устоявшихся форма романтизма, выработанных в произведениях Д. Байрона и А.С. Пушкина.
Исследователь отмечает некоторые особенности, позволяющие рассматривать «Мцыри» как романтическое произведение. Во-первых, это могучая субъективность образов его ведущих героев, которые в своих существенных чертах отражают личность автора. Во-вторых, наличие образа протестующего героя.
По мнению Д.Е. Максимова, в творчестве М.Ю. Лермонтова существуют две основные разновидности протестующего героя:
1) мятежные индивидуалисты демонического склада, нарушающие общепринятую мораль (Демон);
2) герои, которые борются со злом, не переступая господствующих этических норм (Мцыри).
Поскольку поэма «Мцыри» была создана позже «Демона», некоторые критики рассматривали её как итоговый взгляд М.Ю. Лермонтова на образ романтического героя. По словам Н.П. Огарева, «Мцыри» – «заключительное слово поэта-романтика, уходящего от романтизма» .
Д.Е. Максимов уделяет значительное внимание образу главного героя поэмы. Мцыри – высокий мятежный герой, стремящийся уйти из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы и любви. С одной стороны, Мцыри – это «естественный человек», сохранивший в себе духовные сокровища своей земли. С другой стороны, он – жертва «цивилизации», заточенная ею в монастырь.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вацуро В.Э. О Лермонтове: Работы разных лет. – М., 2008. – 716 с.
2. Влащенко В.И. Современное прочтение поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» // Нева. – 2019. – № 8. – С. 189 – 207.
3. Лермонтов М.Ю. Мцыри // Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. – М., 2014. – С. 424 – 445.
4. Максимов Д.Е. Проблематика и символика поэмы Лермонтова «Мцыри» // Поэзия Лермонтова. – М., Л. – 1964. – 266 с.
5. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. – М., 1995. – 384 с.
6. Огарев Н.П. Предисловие к сборнику «Русская потаенная литература XIX столетия» // Огарев Н.П. Стихотворения и поэмы. – Л., 1937. – Т. 1. – 456 с.
7. Ранчин А.М. Структура и символика поэмы «Мцыри» («принцип противоречий») // Мир Лермонтова. – СПб., 2015. – С. 306 – 315.
8. Удодов Б.Т. Диалогический монологизм образно-смысловой структуры поэмы «Мцыри» // Вестник ВГУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2004. – № 1. – С. 32 – 51.
9. Удодов Б.Т. Поэма «Мцыри» // История русской литературы XIX в. – М., 1989. – С. 347 – 351.