Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Анализируя рассуждения Льва Семеновича Выготского относительно кризиса психологии начала прошлого столетия, можно прийти к выводу, что оценка ученого кризиса психологии остается неизменной и сейчас, поскольку основания для нее остаются. Поэтому в начале современного века психологи вновь стали обращаться к проблеме кризиса психологии. Сейчас, как и тогда, по этой теме существуют разные точки зрения. Так, одни утверждают, что психологический плюрализм – это не показатель кризиса, а свидетельство специфического статуса психологии как полипарадигмальной и полипредметной науки. Кто-то убежден, что кризис в психологии существует. Признавая то, что кризис существует, ученые предлагают пути выхода из него. Кто-то видит выход в интеграции психологического знания на базе идей, которые
А. В. Юревич обозначил как «методологический либерализм». Согласно этой точке зрения, нужно сохранить неизменными уже существующие концепции, навести «мосты» между ними и предложить интегрированые психологические объяснения . Сторонники другой точки зрения полагают, что выход из кризиса состоит в создании новой системы науки психологии. Такой выход предлагал и Л. С. Выготский, связывавший будущее психологической науки с созданием новой общей науки, которая бы соответствовала условиям истории и логике развития самой психологической науки. Позже попытки создания единой психологической теории предпринимались А. Н. Леонтьевым, Б. Г. Ананьевым, Л. М. Веккером и др. Тем не менее, задача является актуальной и сейчас.
Целью данной работы является рассмотрение биографии и важнейших научных трудов Л. С. Выготского.
1 Биография Л. С. Выготского
Лев Семенович Выготский любил свою семью и работу, а так же являлся выдающимся учителем, психологом и научным деятелем.
Большая семья Выготского жила в Орше, но через год после его рождения семья переехала в город Гомель, который стал судьбоносным.
С раннего детства Л.С. Выготский отличался от сверстников. Изначально обучение Выготского проходило дома, а позже в гимназии, где он сдал экзамены экстерном сразу за 5 классов. Льва Семеновича так же можно назвать – полиглотом, так как он изучал по меньшей мере 6 языков. В возрасте 18 лет он уехал в Москву.
В университете Выготский успевал посещать лекции сразу на двух факультетах (на юридическом факультете – куда он поступил по настоянию родителей, и на историко – филологическом факультете – исходя из собственных интересов). Сколько же было энергии и «запала» у него, что он успевал посещать занятия, увлекался театром, языками, литературой и даже писал рецензии на некоторые произведения. На лекциях П.П. Блонского и Г.Г. Шпета в университете, у юноши возник интерес к психологии, Выготский понял, что именно психология может ответить на вопросы, которые занимали его больше всего.
В 1917 году из-за случившегося горя в семье, он вернулся домой. Брат Выготского тяжело болел, что вскоре повлекло его смерть. Затем заболел второй брат и мать. Лев Семенович устроился работать школьный учителем, организовал кабинет психологии, где начал свою экспериментальную и научную деятельность. С результатами первых экспериментов молодой ученый выступил в Петербурге, на съезде психоневрологов. После конференции его пригласили в Московский институт экспериментальной психологии. Останется загадкой, как молодой учитель из Гомеля, не имея психологического образования, смог занять ведущие позиции в этой науке.
2 Вклад Л. С. Выготского в периодизацию возрастного развития ребенка. Вклад Л. С. Выготского в развитие дефектологии
Работы Л.С. Выготского являются фундаментальными в области дефектологии СССР. Через пару лет под его руководством был создан экспериментальный дефектологический институт.
С 1927 года Лев Семенович занимался разработкой новой психологической концепции, которую позже исследователи назвали культурно-исторической. Он считал, что, изучая закономерности культуры, можно понять, как формируется человеческая личность, как средствами культуры создается внутренний мир человека. Ученый создал множество работ по педологии дефектологии и когнитивному развитию ребенка.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Собр. соч., т. 5. - М., 1983.
2.Замский Х.С. История олигофренопедагогики. Уч.пособие для студентов дефектологического фак.пед.инст. М., «Просвещение», 1974.
3.Основы специальной психологии/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М., 2002.
4.Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: ЗАО «ЭКСМО-Пресс», 1999.
5.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.
6. Юревич, А. В. Парадигмальные дебаты / А. В. Юревич // Методология и история психологии. – 2007. –Т. 2. – Вып. 3. – С. 3–17.