Фрагмент для ознакомления
2
Институт общества - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.
С точки зрения социальной экономики институты можно определить, как созданные людьми формальные и неформальные правила, которые выступают в виде ограничений для экономических агентов и соответствующих механизмов контроля (набор средств, с помощью которых можно определить соблюдение или несоблюдение правила).
Институты созданы для обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Институты со своими определенными ограничениями в экономике, определяют набор альтернатив, издержки производства прибыльность и вероятность привлечения к экономической деятельности.
Роль институтов в социально-экономической жизни чрезвычайно велика, так как они:
-Уменьшают неопределенность.
-Организуют взаимоотношения между людьми.
-Определяют и ограничивают набор альтернатив в экономическом поведении.
-Включают все формы ограничений для определенного порядка человеческих взаимоотношений.
Процесс сознательного создания рыночных институтов ведет к экономическому рабству, ибо государство не может предсказать последствия своего вмешательства в экономические процессы. Поэтому устойчивы и приемлемы только те институты, которые прошли отбор в конкурентной борьбе и были созданы самой социально-экономической системой. В переходный период именно государство должно стать инициатором формирования рыночных институтов, обеспечивая их качественное единство.
Спад экономического развития, который возникает в странах, формирующих рыночную экономику, связан с институциональной неполнотой, к которой относится неразвитость отдельных рынков, недостаточность конкуренции и экономической свободы, неравномерное развитие частной собственности, отсутствие рыночной селекции предприятий.
В России за последние годы многое сделано для преодоления институциональной неполноты. Формируются рыночная инфраструктура, рыночные финансовые механизмы и инструменты. Однако этот процесс пока еще находится в начальной стадии своего формирования и развития.
Учитывая, что к настоящему времени в России до конца не удалось сформировать рыночный механизм хозяйствования, ряд ученых считает, что итогом реформирования отечественной экономики должна стать модель, которой свойственно ярко выраженное взаимодействие рыночного и государственного регулирования экономики.
Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
Внутри комплексов институтов общества существуют отчетливые деления на базовые и мелкие. В экономических институтах наряду с базовым институтом собственности включают множество устойчивых систем отношений – финансовые, производственные, маркетинговые.
Таблица 1
Основные комплексы институтов общества.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Владимир Путин поручил изучить опыт Волгоградской области по созданию Социального кодекса. – Режим доступа: https://www.volgograd.ru/gubernator/ tekush/183141/ (дата обращения: 12.06.2022).
2. Григорьева, И. А. Социальная политика: основные понятия / И. А. Григорьева // Журнал исследований социальной политики. – 2003. – Т. 1, № 1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialnaya-politikaosnovnye-ponyatiya (дата обращения: 12.06.2022).
3. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общерос. голосования 01.07.2020]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/constitution (дата обращения: 12.06.2022).
4. Морозов, С. И. Коммуникативные технологии легитимации региональных органов исполнительной власти в Волгоградской области / С. И. Морозов, Т. В. Порошина // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2017. – № 1. – С. 55–61.
5. Морозов, С. И. Республика Крым, Севастополь и Волгоградская область: политические стратегии сотрудничества / С. И. Морозов, С. А. Панкратов // История и современное развитие Причерноморья в контексте формирования патриотизма и укрепления ценностей российской цивилизации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: А. В. Баранов, В. В. Касьянов. – Новороссийск : Кубан. гос. ун-т, 2018. – С. 313–316.
6. Панкратов, С. А. Социально-политическое проектирование публичного пространства Волгоградской области / С. А. Панкратов // Траектории политического развития России: институты, проекты, акторы : материалы Всерос. науч. конф. РАПН с междунар. участием. – М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2019. – С. 297–298.
7. Парсонс, Т. Социальная система : пер. с англ. / Т. Парсонс. – М. : Академ. проект, 2018. – 530 с.
8. Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2010 № 1485-р (ред. от 24.06.2020) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года». – Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 105643/ 517741733b081df06def6b33102ee7434eda031c/ (дата обращения: 12.06.2022).
9. Распоряжение Правительства РФ от 5 сентября 2011 г. № 1538-р «О Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г.». – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902301126 (дата обращения: 12.06.2022).
10. Ручин, В. А. Социальная безопасность российского общества в контексте социальной политики государства / В. А. Ручин // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2011. – Т. 4, № 2 (60). – С. 322–326.
11. Система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста. – Режим доступа: http://uszn.volgograd.ru/other/ sistema-dolgovremennogo-ukhoda-za-grazhdanamipozhilogo-vozrasta/ (дата обращения: 12.06.2022).
12. Социальная поддержка граждан // Портал госпрограмм РФ. – Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal/ program/03/passport (дата обращения: 12.06.2022).
13. Шкудунова, Ю. В. Публично-общественная сфера и политическое пространство / Ю. В. Шкудунова // Омский научный вестник. – 2010. – № 5 (91). – С. 99–102.