Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Символы Древней Греции и атрибуты древних богов Эллина всегда были интересны культуре, науке, литературе, обществу в целом.
Каждый год на экраны экранов выходят фильмы, выпускаются литературные произведения, исследующие тему божеств Древней Греции. Привычными стали выражения «красив, как Аполлон», «весы Фемиды», «двуликий Янус» и пр. Многие, предположительно, не догадываются об истинном значении этих понятий и выражений.
Во времена инквизиции художники предпочитали изображать аллегорические сцены с участием богов Древней Эллады, поэты заимствовали их для своих литературных произведений.
Несмотря на то, что на сегодня храмы Эллады разрушены и можно услышать достаточно неоднозначное понимание Богов Древней Эллады, они устойчиво присутствуют в практически любой области человеческой жизни – будь то медицина, литература, архитектура и пр.
Целью данной работы является рассмотрение современных интерпретаций мифа об Орфее и Эвридике.
Задачи:
1) Характеристика мифа об Орфее и Эвридике;
2) Описание исторических упоминаний мифа об Орфее и Эвридике в искусстве;
3) Анализ темы Орфея и Эвридики в XX и XXI вв.
Глава I. Общая характеристика мифа об Орфее и Эвридике
1.1 Миф об Орфее и Эвридике
Орфей - загадочный образ из греческих мифов и символ музыканта, который покоряющей силой звуков мог перемещать животных, растения и даже камни, вызывать сострадание у богов подземного мира (преисподней). Образ Орфея - это еще и преодоление отчужденности человека.
Орфей - это сила искусства, которое оказывает содействие превращению хаоса в космос - мир причинности и гармонии, форм и образов, настоящий «человеческий мир».
Неспособность удержать любовь превратила Орфея также в символ человеческой слабости, приводящей к неудаче в момент перехода рокового порога, напоминание о трагической стороне жизни...
Образ Орфея - мифическое олицетворение тайного учения, согласно которому планеты вращаются вокруг Солнца, расположенного в центре Вселенной. Сила притяжения Солнца - источник всеобщей связи и гармонии, а исходящие от него лучи - причина движения частиц Вселенной.
Образ Эвридики – символ молчаливого знания и забвения. Идея воплощённого безмолвного всеведения и отрешённости. Её также связывают с образом музыки, которую ищет Орфей [3].
Образ Лиры – магический инструмент, с помощью которого Орфей трогает сердца не только людей, но и Богов.
Царство Аида – царство мертвых, которое начинается далеко на западе, где солнце опускается в морскую пучину. Так возникает идея ночи, смерти, тьмы, зимы. Стихия Аида – земля, которая вновь забирает к себе своих детей, но в её лоне таятся семена новой жизни [3].
1.2 Исторические упоминания об Орфее и Эвридике в искусстве. Миф об Орфее с творчестве Мандельштама
Миф об Орфее и Эвридике впервые упоминается в трудах крупнейшего римского поэта Публия Овидия Назона. Главным его трудом стала книга «Метаморфозы», в которой Овидий излагает около 250 мифов о превращениях греческих богов и героев. Миф об Орфее и Эвридике в его изложении привлекал поэтов, художников и композиторов во все времена и эпохи. Почти все сюжеты мифа нашли отражение в живописи Рубенса, Тьеполо, Коро и многих других. Миф изображали на различных предметах искусства (рисунок 1).
Рисунок 1 - Гибель Орфея, стамнос работы вазописца Гермонакса
Написано множество опер, лейтмотивом для которых стал миф об Орфее: опера «Орфей» (К. Монтеверди, 1607), опера «Орфей» (К. В. Глюк, 1762), оперетта «Орфей в аду» (Ж. Оффенбах, 1858). В XV-XIX вв. различные сюжеты мифа использовали Дж. Беллини, Ф. Косса, Б. Кардуччи, Дж. В. Тьеполо, П. П. Рубенс, Джулио Романо, Я. Тинторетто, Доменикино, А. Канова, Роден и др. На рисунках 2 и 3 мы привели пример изображения рассматриваемого мифа в XIX веке.
Рисунок 2 - Фредерик Лейтон (1830–1896) Frederic Leighton
«Orpheus and Euridice»
Рисунок 3 - Гюстав Моро Смерть Орфея, 1865
Тема Орфея широко рассматривалась в литературе Серебряного века.
Например, творчество О. Мандельштама включает в себя мифопоэтику данной темы. Тема античности и ее традиций была приоритетна для Мандельштама, поскольку в его статье «О природе слова», он говорит о том, что эллинизм – это центральное понятие, которое приводит в структуре его работ. «Эллинизм – это система в бергсоновском смысле слова, которую человек развертывает вокруг себя, как веер явлений, освобожденных от временной зависимости, соподчиненных внутренней связи через человеческое я. В эллинистическом понимании символ есть утварь, а потому всякий предмет, втянутый в священный круг человека, может стать утварью, а следовательно, и символом» [7, с. 227].
Ориентируясь на орфейскую тему, Мандельштам говорит о мифе не отдельно, а русле все античной и христианской концепции. Имя Орфея не упоминается в тексте произведения, но подразумевается в виде мотива и образа.
Эволюционно стихотворения, связанные с темой об Орфее и Эвридике, классифицируются в соответствии со сборниками, в которые они включались поэтом: одно произведение – в «Камне» и три – в «Tristia». В первое входит в первой редакции 1913 текст «Отчего душа так певуча…». В стихах этого цикла читатель видит двойственное отношение Мандельштама к веку Античности. С одной стороны, в «Адмиралтействе» и «Теннисе», похожие мотивы связаны с помогающей функцией, которая связана с расширением границ пространства, которое определено в стихотворении до уровня космического всевключения, которое ликвидирует любые связи. С другой стороны, в стихотворении «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Я не увижу знаменитой Федры...», уже видно направленность Мандельштама посмотреть на мир глазами носителя античного сознания.
Для стихотворения «Отчего душа так певуча…» присущ первый тип отношения поэта к античности. Стихотворение начинается типичным для автора первоначальным восприятием окружающего как действительности.
Отчего душа так певуча
И так мало милых имен,
И мгновенный ритм – только случай,
Неожиданный Аквилон? [7, с. 68].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Гандельсман, В. Поэзия как религия : Рильке [Текст] / В. Гандельсман. – «Иностранная литература», 2019, № 2.
2) Гинзбург, Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. – М.: Интрада, 1997. – 409 с.
3) Зарубежная литература ХХ века [Текст] : учебник для вузов / Под редакцией Л.Г. Андреева. – М. : Высшая школа, 2019.
4) Ковалева И. Психея у Персефоны: об истоках одного античного мотива у Мандельштама / И. Ковалева // Новое литературное обозрение. – 2005. – № 73. – URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/ko20.html (дата обращения: 31.05.2022).
5) Козонкова, О.Ганс Эгон Хольтхузен. Райнер Мария Рильке [Текст] / О.Козонкова. – М. : «Волга», 1999. № 5.
6) Кокто Ж. Беседы о кинематографе.[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://you-mir.ru/zhan-kokto-besedy-o-kinematografe (дата обращения 31.05.2022)
7) Мандельштам, О. Э. Собрание сочинений: в 4 т. / О. Э. Мандельштам. – М.: Арт-Бизнес-Центр, 1999. – Т. 1. – 368 с.
8) Ошеров, С. А. «Tristia» Мандельштама и античная культура / С. А. Ошеров // Мандельштам и античность : сб. ст. / под ред. О. А. Лекманова. – М. : Радикс, 1995. – С. 188–203.
9) Прощин Е. Е. Мифопоэтическое начало в стихотворении Мандельштама «Мы с тобой на кухне посидим…» / Е. Е. Прощин // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. – 2019. – № 1. – С. 112–115.
10) Рильке Р. М. Записки Мальте Лауридса Бриге [Текст] / Р.М. Рильке. – М.: Известия,1988
11) Строфы века. Антология русской поэзии / сост. Е. Евтушенко. – М. : Полифакт, 2019. – 1056 с. – (Итоги века. Взгляд из России).
12) Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. – М.: Наука, 1977. – 575 с.
13) Шарыпина Т.А. Своеобразие мифотворчества в художественном мире Ганса Эриха Носсака // Новые Российские гуманитарные исследования. 2019. № 7 Литературоведение. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-germaniya/sharypina-svoeobrazie-mifotvorchestva.htm (дата обращения 31.05.2022).