Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день санкции – это основной политический,
экономический риск для бизнеса российского и международного уровня.
Санкции создают проблемные ситуации в иностранных инвестициях в
российской экономике, в сфере взаимодействия зарубежных партнеров и
контрагентов компаний России. Сохраняется неопределенность применения
существующих мер ограничения и появления новых.
Относительно санкций неопределенность представляется выше в
перспективе нескольких лет. Смена санкций происходит в соответствии с
обстановкой на международной арене. Дело в том, что взаимосвязь между
санкциями и политикой представляется нелинейной. И если санкции уже
запущены, то их масштабированию может привести незначительное
локальное событие. Улучшение же отношений в политике не обязательно
инициирует отмену или сокращение количества санкций. В экономике нашей
страны санкции вряд ли могут привести к дестабилизации политических
отношений, но для отдельных компаний и проектов санкции представляют
серьезные проблемы.
Целью данной работы является рассмотрение экономического аспекта
усиления санкционного давления стран Запада на Россию.
1
3
1 Западные санкции и их влияние на экономику России (2014-2020
гг)
Нашей стране свойственно присутствие различных рисков
Рассмотрим историю влияния санкций на нашу страну. Многие
трудности, которые испытывали граждане РФ, в немалой степени
связывались с ограничениями, которые налагались на российскую экономику
странами Запада.
Первые санкции к нашей страны США и западные страны стали
применять в 2014 году. Эти санкции представлялись, скорее
символическими, как акт недоброжелательного отношения к РФ, и не
оказывали действительного воздействия на отечественную экономику.
Но следующие ограничения представляются серьезными. Под их
влиянием оказались персоны, банковские учреждения и компании. Были
наложены санкции на поставки на рынок России технологий, вооружения и
других товаров компаниями США, Европы, Канады, Австралии и Японии.
Санкции сделали недоступным получение доступных ранее кредитов,
стало уменьшаться финансирование компаний России зарубежными
банками, прекратилось поступление инвестиционных средств большего
количества государств ЕС в российское производство 1 .
Санкции привели к росту банковских издержек, что вынудило их
сокращать ставки процентов по депозитам и увеличивать кредитные ставки.
Это инициировало всплеск финансовой нестабильности в России. В 2014
году, после того, как были введены санкции, произошло резкое падение
федеральных фондовых индексов ММВБ и РТС и падение курса рубля. Стал
увеличиваться отток иностранного капитала, что сохраняется и сегодня.
Для получения нужных для поддержки предприятий, оказавшихся под
влиянием санкций, правительство повышает налоги и уменьшает расходы на
выплату пенсий.
1 См. Абуеиса М. Т., Влияние международных экономических санкций на финансовый потенциал компании
// Проблемы теории и практики управления. — 2021. — № 12. — С. 40
4
Санкции стран Запада в 2014-2018 гг. повлияли на пятую часть ВВП
нашей страны. Санкции со стороны США повлияли на работу более 400
банков и компаний нашей страны. Большая часть компаний являются
дочерними отделениями крупных структур.
Специалисты Аналитического кредитного рейтингового агентства
(АКРА) подсчитали, что ограничения охватили 54% активов банковского
сектора, 95% выручки нефтегазовых компаний и практически все
предприятия ВПК. Кроме США против тех же компаний ввели санкции
страны ЕС, Канада и Австралия
Россия также ввела в ответ на санкции свои контрмеры, что стало
причиной повышения уровня цен на рынке. Кроме того, это повлияло на
доходы населения – они стали падать.
В 2018 г., по расчетам специалистов АКРА, запрет на ввоз ряда товаров
продовольственного назначения и стран, которые присоединились к
санкциям, понизил реальный доход населения в стране на два-три пункта.
Из страны стали уходи зарубежные компании. Это также связывается с
введением санкций, прекращением перечисления данными компаниями
миллиардов рублей налогов и пошлин в российский бюджет. В итоге в
бюджете формируется недостаток средств, который нужно восполнять
доходами граждан 2 .
Санкции со стороны США в этот период были именно блокирующими,
а не связанными с секторами экономики. Эти санкции привели к оттоку
инвестиций других государств, к снижению курса рубля в обстоятельствах
высоких цен на нефть.
Санкции против России привели к ослаблению влияния нефтяных цен
на российскую экономику в три раза. Поэтому даже новый уровень дорогой
нефти слабо отражается на увеличении ВВП России.
2 См. Малков С. Ю., Андреев А. И. и др. Россия в контексте мировой динамики: моделирование и прогноз. -
М.: Московская редакция издательства «Учитель», 2020.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381851/ (дата обращения 08.06.2022)
5
Но, тем не менее, санкции слабо повлияли на финансовое положение
российских банков и компаний. В среднесрочном периоде, как полагают
исследователи, санкции нельзя называть сдерживающими для улучшения
состояния экономики РФ. Но влияние санкций на темпы роста экономики и
компаний могут проявиться с большей силой в долгосрочном временном
промежутке.
Основной негативный результат санкций Запада для роста российской
экономики в долгосрочной перспективе – это закрытие общих проектов
технологической направленности, сокращение доли экспорта алюминия,
уменьшение добычи углеводородов.
Персональные санкции США и ЕС сначала были введены для
некоторых политиков, которым был запрещен въезд на территорию стран
Евросоюза и США. Было объявлено, что эти средства на счетах иностранных
банков в случае обнаружения будут заморожены. Постепенно в число
попадающих под персональные санкции лиц стали включать не только
политиков, но и артистов, бизнесменов и представителей других профессий.
Персональные санкции влияют на экономику России минимально.
Лица же, попавшие под санкции, получают дополнительную защиту от
притеснений со стороны государства, так как это лицо претерпело за
российские интересы, и ущемление его является несправедливым. Кроме
того, персональные санкции имели положительные последствия для страны,
поскольку помогали интеграции бизнес-кругом и усилению связи бизнес-
сообщества с отечественными интересами.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абуеиса М. Т., Влияние международных экономических санкций
на финансовый потенциал компании // Проблемы теории и практики
управления. — 2021. — № 12. — С. 40-45
2) Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление/
Ю. В. Гимазова, Н. А. Омельченко. — Москва: Издательство Юрайт, 2019.
3) Голова И. М., Сущность и возможности реализации
инновационного импортозамещения в российских регионах //
Экономический анализ: теория и практика. — 2020. — Т. 19, вып. 8. — С.
1388-1408.
4) Комраков А. Валютные запасы притормозят падение//
https://www.ng.ru/economics/2022-03-02/1_8383_money.html (дата обращения
08.06.2022)
5) Лапшов В. А., Экономическая дипломатия и безопасность на
рубеже XX-XXI вв. // Вопросы истории. — 2021. — № 8, ч. 2. — С. 130-140
6) Малков С. Ю., Андреев А. И. и др. Россия в контексте мировой
динамики: моделирование и прогноз. - М.: Московская редакция
издательства «Учитель», 2020.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381851/ (дата обращения
08.06.2022)
7) Новак А. З., Вызовы во время и после пандемии: нет единой
универсальной бизнес-модели // Философия хозяйства. — 2021. — № 6 (138).
— С. 175-184
8) Пашковская Е. Г., Цифровая трансформация деятельности
субъектов малого бизнеса в контексте экономической безопасности //
Экономика и управление : рос. науч. журн.. — 2021. — Т. 27, № 8. — С. 654-
660
9) Полянин А. В., Антикризисное управление экономикой в форс-
мажорных обстоятельствах // Менеджмент в России и за рубежом. — 2021.
— № 1. — С. 29-35
22
10) Решетников С. Б., Понятийный аппарат информационного
сопровождения экономической безопасности государства // Аудиторские
ведомости. — 2021. — № 3. — С. 175-180
11) Салахова К. Ю., Методологические проблемы экономической
безопасности в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ // Аудиторские ведомости. — 2021. — № 3. — С. 178-185
12) Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации" от 01.05.2017 N 92-ФЗ
(последняя редакция)//
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216074/ (дата обращения
08.06.2022)
13) ЦБ заявил, что инфляция в РФ в 2022-2023 гг. превысит прежние
прогнозы// https://www.interfax.ru/business/830036 (дата обращения
08.06.2022)
14) Щеголева Н. Г., Промежуточные итоги пандемии 2020 года: Новая
Великая депрессия и банковская система // Банковские услуги. — 2020. — №
6. — С. 2-11.