Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Страны Европы в период 1890-1900гг. сильно различались между собой по уровню государственной поддержки науки и соответственно по количеству учебных центров, научных лабораторий, значению научных гипотез и полученных результатов. Германия опережала по уровню развития естественных наук все другие страны Европы. Кроме упоминавшейся Лаборатории экспериментальной психологии в Лейпциге глобальные психологические проблемы разрабатывались в Берлине (Г. Эббингауз) и в Вюрцбурге (О. Кюльпе).
Гештальт-психологи (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка и др.) критиковали взгляды Вундта на сознание как устройство, состоящее из неких элементов. Функциональная психология, опирающаяся на эволюционную теорию Ч. Дарвина, вместо изучения элементов сознания и его структуры интересовалась сознанием как инструментом приспособления организма к среде, т. е. его функцией в жизни человека. Наиболее яркие представители функционализма: Т. Рибо (Франция), Э. Клапаред (Швейцария), Р. Вудвортс, Д. Дьюи (США).
Целью данной работы является рассмотрение экспериментальных исследований памяти, внимания в зарубежной психологии.
1 Экспериментальные исследования памяти в зарубежной психологии
В XVIII-XIX вв, после появления экспериментальной психологии, стала активно развиваться ассоциативная теория, гештальт-психология. Первая распространяла свое влияние в Англии и Германии. Данная концепция утверждает термин ассоциацию как связь между отдельными феноменами психики. Данная теория была разработана Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. В контексте данной теории память трактуется как сложная структура кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Ассоциативная теория развивала активно и теорию памяти.
Г. Эббингаузом было установлено, что сравнительно простые события, если они произвели на человека сильное впечатление, могут запоминаться сразу, прочно и надолго. А более сложные, но намного более интересные события человек может переживать огромное количество раз, нов памяти они не остаются .
Г. Эббингауз также пришел к тому, что, если человек пристально обращает внимание на определенное событие, этого достаточно для того, чтобы произошло однократное переживание, и в дальнейшем человек может точно его воспроизвести. Другой же вывод был и в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, который расположен в концах («эффект края»).
Крайне важным является и открытие «закона забывания». Так, на основе опытом с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слов, забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов идет вначале довольно быстро. В первый час забывается до 60 % всей информации, что была получена, а спустя 6 дней остается меньше 20 % от общего числа первоначально выученных слогов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Агафонов А. Ю., Подходы к изучению памяти: историко-психологический анализ // Журнал прикладной психологии. — 2016. — N 6. — С. 26-37
2) Рибо Т. А., Психология внимания. — Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, 2011. — 96 с.
3) Эббингауз Г., Об объясняющей и описательной психологии // Логос. — 2014. — № 4. — С. 147-186.
4) Ярошевский М. Г., Человек науки как историческая фигура // Развитие личности. — 2017. — № 4. — С. 206-231.