Фрагмент для ознакомления
2
Природа и факторы развития способностей
Тема способностей человека довольно актуальна в современном мире. Данная тема долго была задачей для философского размышления о самой способности человека. Психология занялась этим вопросом гораздо позже.
Способности – это индивидуальные особенности каждого человека. Они не имеют ничего общего с познаниями и умениями, но определяют и объясняют обучаемость человека в конкретном виде самовыражения.
Только используя задатки, с которыми человек родился, он может развить способности. Задатками принято называть анатомо-физиологические особенности, которые развиваются в, выбранном человеком направлении. Изначально, в ребенке заложен ряд способностей, которые, утратив необходимость, постепенно забываются.
С.В. Максимова способности определяет как деятельность, порождающую нечто качественно новое, ранее не существовавшее. Новизну выделяют как одну из важнейших характеристик творческой сущности личности, но не единственную. Она может возникать как в процессе творчества, так и в качестве конечного продукта [2].
Новизна может иметь как объективный характер, так и субъективный. Отсюда существует в научной литературе разделение способностей и творчества на субъективное и объективное.
Творчество имеет определенные характеристики: элементы творчества присутствуют во всех видах человеческой деятельности; реализация способности человека к творчеству зависит от комплекса объективных и субъективных факторов, творчество является двигателем прогресса; творчество обладает универсальным интегрированным содержанием, методическим и эвристическим потенциалом.
Именно в творческом процессе наиболее полно реализуется «Я» человека. Также творчество обладает эмоциональной привлекательностью и выступает в качестве одного из эффективных средств обучения, воспитания, развития и самосознания.
Способности являются многогранными, поэтому существуют разные подходы к их классификации. Развитие способностей каждой личности зависит от состояния творческих способностей. Само понятие способности в отечественной психологии неоднократно привлекало внимание исследователей.
По мнению Б.М. Теплова, способности – это индивидуально-психологическое особенности, отличающие одного человека от другого; это способности, которые имеют отношение к успешности восполнения деятельности; это способности, которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но могут легко объяснить легкость и быстроту приобретения знаний и навыков [4].
В работе А. Н. Леонтьева способности рассматриваются как сложное систематическое образование, включающее в себя целый ряд составляющих, необходимых для выполнения конкретной деятельности, а также свойств, которые только в процессе специальным образом организованной деятельности вырабатываются [1].
Большинство исследователей указывают на тесную связь между развитием способностей и деятельностью. В основе способностей лежат органические, наследственно закрепленные предпосылки в виде задатков.
В.Д. Шадриков определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выражения и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности [5].
В зависимости от того, в какой сфере человеческой деятельности наиболее ярко проявляются сильные стороны личности, различают следующие типы способностей:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Леонтьев А. Н. О формировании способностей [Текст] // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособ. для студентов / Сост. Л.М. Семенюк; ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 2016. – С. 46–55.
2. Максимова С.В. Творчество как феномен неадаптивной активности [Текст] // Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования. Серия «Экология творчества». – Вып. 2 / Под ред. Н.В. Маркиной, О.В. Верещинской. – Челябинск: Паритет-Профит, 2018. – С. 42–58.
3. Суровцева С.С. Исследование психофизиологических предпосылок развития творческих и музыкальных способностей старших дошкольников [Текст]: Автореф. дис. канд. псих. наук. – СПб., 2016. – 22 с.
4. Теплов Б.М. Способности и одаренность [Текст]. – М.: Просвещение, 2016. – 242 с.
5. Шадриков В.Д. Способности человека [Текст]. – Воронеж: Модэк, 2017. – 288 с.