Фрагмент для ознакомления
2
У детей с задержкой психического развития, патологический механизм складывается в результате недоразвития аналитико-синтетической деятельности процессов восприятия в сфере речеслухового анализатора. Причина фонематических нарушений состоит в несформированности психофизиологических предпосылок развития фонематической стороны речи, взаимообусловленностью речевых и неречевых процессов. Недостаточное развитие первичных форм анализа и синтеза ведет к тому, что ребенок не отличает сходные акустически и артикуляционно фонемы. Наиболее сложными для дифференциации являются такие пары звуков: звонкие-глухие, твердыемягкие, свистящие-шипящие. Это проявляется в недостатках не только произношения, но и в восприятии звуков на слух, что осложняет овладение звуковым анализом слова. Поэтому часто дети с задержкой психического развития имеют ФФН в структуре дефекта. Недостатки восприятия связаны с какой-либо одной парой звуков, при хорошем произношении и различении всех остальных.
Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные методы его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их глубину и степень, уметь анализировать, какие компоненты речевой системы они затрагивают.
Система преодоления фонематического недоразвития предусматривает два взаимосвязанных направления работы:
1) коррекция произношения, т.е. постановку и уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы заменяются на письме, различение их на слух
2) последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов [1].
Недоразвитие и нарушение фонематического слуха преодолевается путем специальных логопедических занятий.
Основной целью организации коррекционно-педагогической работы по развитию фонематических процессов у детей ЗПР является создание оптимальных условий, направленных на преодоление имеющихся речевых нарушений и предупреждение появления других, с учетом структуры заболевания и психологических особенностей дошкольников.
Работа по формированию правильного звукопроизношения выстраивается следующим образом:
1) подготовительный этап, целью которого является подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков, и включающего несколько направлений работы:
•формирование нужных движений органов артикуляционного аппарата;
•развитие общей и мелкой моторики;
•развитие фонематических процессов;
2) постановка звуков, его цель – добиться правильного звучания изолированного звука;
3) автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, имеется цель добиться правильного произношения звука во фразовой речи;
4) дифференциация звуков, ставится цель – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи [13].
Исходя из этих специфических особенностей цель любого коррекционно-развивающего занятия, направленного на развитие речи и мышления младших школьников с ЗПР, реализуется через решение задач:
- развитие операций мышления: анализа-синтеза, сравнения-обобщения;
-развитие наглядно-образного, а затем логического мышления;
- обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, закрепление связей между словами в предложении;
- развитие ориентировки в звуковой действительности речи, фонематического анализа, синтеза и представлений;
- развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функций речи;
- развитие познавательной активности и учебной мотивации [14].
В пособиях, опубликованных Н.И. Буковцовой и И.Н. Шапкиной, логопедическая работа предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений («Угадай, что звучало?», «Что делает Петрушка?», «У кого звучит игрушка?» и т. д.). В процессе этой
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1) Аманатова М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях/ М. М. Аманатова //Логопедия. – 2007. – N 1. – 46с.
2) Белова И. К., Былич Р. В., Волкова И. Н., Кузнецова И. А., Максимова Г. Н., Шевченко С. Г. Готовимся к школе — Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. — М., 1998. — 80 с.
3) Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст]: учеб. пособие / Л.Н. Блинова. - М.: НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
4) Буковцова, Н.И. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей. Развитие фонематического слуха в системе коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.И. Буковцова, И.Н. Шапкина - М., 2000. – 89 c.
5) Бушуева, Л. С. Игра как средство развития фонематического слуха [Текст] / Л. С. Бушуева // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 3. - с. 38-42.
6) Дьякова, Н.И.Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников [Текст] / Дьякова Н.И. - М.: Сфера, 2010. - 64 с.
7) Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. – СПб : Речь, 2003. – 432 с.
8) Крюкова, Е. А. Развитие фонематического слуха и восприятия у младших школьников с ЗПР // Педагог, 2016 г.
9) Куренкова, В. А. Исследование развития фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / В. А. Куренкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1469-1472.
10) Мальцева, Е. В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03. - Москва, 1991. - 23 c.
11) Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития – М., 2000. – 12 с.
12) Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы психологии/ -1987/ - №10. - С.21-23.
13) Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения : Практикум по логопедии [Текст] / М. Ф. Фомичева. – М. : Просвещение, 1989. – 239 с.
14) Шамарина, Е. В. Обучение детей с ЗПР : организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения [Текст] / Е. В. Шамарина. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 80 с.