Фрагмент для ознакомления
2
Особенности преподавания психологии в школе
В России существенное расширение масштабов преподавания психологии в школах проходило в 1990-х гг. С возникновением вариативного компонента школьной программы большинство школ стали использовать его для проведения уроков психологии. Кроме уроков психологии в школах зачастую проводятся различные практические психологические занятия. Отдельные развивающие занятия, тренинги, проводимые с детьми школьными психологами, пробуждают интерес, но не предоставляют знаний о психологии как о науке. Поэтому существует потребность в изучении в целом науки психологии, а не только отдельных тем.
Психология в качестве учебного предмета существует в инновационных школах и там, где психологи смогли добиться выделения часов на психологию в рамках факультативов и занятий по выбору. Директора школ, как правило, идут на это неохотно, отдавая предпочтение и часы традиционным учебным предметам. Интерес к знаниям психологии привёл к тому, что учебный предмет достаточно активно вводится в школах, но зачастую осуществляется бессистемно, с опорой на ситуативные задачи, опыт и интуицию педагога-психолога. Также отсутствуют единые требования к программам обучения психологии в условиях школы. В результате каждый преподаватель ведет предмет в силу собственных представлений, ориентируясь на интересы школьников и свои пристрастия. Так как практическая психология вызывает особый интерес учащихся, именно данная тематика, как правило, является превалирующей [4].
Школьный предмет «Психология» представляется спорным и актуальным одновременно, требует разработки как методов преподавания и своего научного содержания, так и подготовки кадров преподавателей данного предмета. Психология представляется необходима как предмет общего образования, так как она формирует мировоззрение учащихся — учит пониманию не только окружающей среды, но также самих себя и окружающих людей.
В подходе к программам уроков психологии в школе как в России, так и в европейских и американских школах отчетливо просматриваются две тенденции: научно ориентированная и личностно ориентированная. В научно ориентированной тенденции психология преподается в парадигме учебного предмета как сфере научного знания (на подобии с большинством традиционных предметов). В личностно ориентированная тенденции психология изучается в парадигме психологических тренингов личностного развития. В пределах одной тенденции психология вводится как образец академической науки и полностью воспроизводит ее логику. Вторая тенденция предполагает упрощение курса с точки зрения объяснительных принципов, «психотехничность» по формам и содержанию проведения. Содержание в данном курсе соединяет этикет с этикой и правилами манипуляции, а форма проведения сводится к тренингу общения. Большинство классификации подходов к преподаванию психологии в школе выступают подразделениями или вариациями этих тенденций.
Исследователи классифицирует их в прямой зависимости от целей на:
1) информационные (знаниевые);
2) развивающие (личностно ориентированные);
3) общекультурные (направленные на формирование психологической культуры и гуманистического мировоззрения);
4) фасилитирующие (образующие условия для самоопределения);
5) здоровьесберегающие (психология здоровья) [3].
Подобное разнообразие интерпретаций и подходов к преподаванию психологии в школе вполне очевидно. Сама психология в качестве области знания очень разнообразна и психологи спорят о том, что в данном случае важнее: психологическая практика или наука, считать ли психологию гуманитарной или естественно-научной, должна ли заменить объективную гуманистическая парадигма. Естественно, это напрямую отражается в предпочтениях в преподавании психологии у разработчиков программ. Стоит отметить, что при всем разнообразии целей, которые определяют авторы,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вачков И. В. Методика преподавания психологии / И. В. Вачков - М.: Ось-89, 2018. - 208с.
2. Герасимова В. С. Методика преподавания психологии / В. С. Герасимова. - М.: Ось-89, 2019. - 144с.
3. Гинецинский В.И. Введение в методику преподавания психологии: курс лекций / В.И. Гинецинский - Ленинград: ЛГУ, 2009 – 318c.
4. Дубровина И. В. О преподавании психологии в школе // Вопросы психологии. -2019. - № 6 – 249c
5. Пономарёва Е. Ю. Общепедагогические и специфические методы обучения в преподавании психологических дисциплин // Проблемы современного педагогического образования: сб. статей. - Ялта: РИО ГПА, 2016. -Вып. 52. - Ч. 2. - С. 304-310.
.