Фрагмент для ознакомления
2
Визуальный ряд в процессе обучения психологии
Проблема визуализации в процессе обучения психологии, ее функции, роль, способы применения для решения комплекса дидактических проблем по сравнению с другими педагогическими проблемами, является недостаточно исследованной. Но все исследователи подтверждают, что применение визуальных рядов является очень эффективным в процессе обучения.
Термин «визуализация» (от лат. Visualis - зрительный) представляет собой то, что воспринимается посредством зрения, является наглядным. В свою очередь, визуальные наблюдения - это наблюдения, которые проводятся невооруженным глазом или с помощью специальных оптических приборов. Подобные наблюдения видимого дидактического средства выступают пассивным процессом, по итогу которого учащиеся находятся «вне» объекта исследования, изучают его со стороны, не имея возможности изменить его, а только наблюдают за ним [4].
Другое определение визуализации представляется в концепциях таких ученых как Андерсон, Фоклер, Бартлетт, Минский и другие. У них данный феномен обозначает вынос на внешний план из внутреннего мысленных образов в ходе познавательной деятельности, при этом форма данных образов определяется стихийно посредством механизма ассоциативной проекции.
В данном определении присутствуют два аспекта:
1) вынесение мыслительных образов с на внешний план с внутреннего;
2) стихийное определение формы мыслительных образов.
Помимо зрительного восприятия человек сам наделен способностью к визуализации. Ее особенностью выступает перенос по внутреннему плану на внешний план результатов мыслительной и интеллектуальной деятельности. Процесс «перенос», который сопровождается «переходом» образов и мыслей с внутреннего плана во внешний представляется проекцией психического образа. По словам Л. Веккера, «проекция образа состоит именно в изображении объекта, который находится во внешней в отношении к носителю изображения области пространства» [2].
Если рассматривать целенаправленно обучение в качестве процесса и результата взаимодействия внешнего и внутреннего планов, то визуальные ряда служат основными механизмами, которые обеспечивают диалог между внутренним и внешним планам деятельности. Данный механизм представляется очень важным с точки зрения повышения организации процесса познания и познавательного интереса для всех учеников с хорошо сформированным визуальным каналом.
Эффективным способом компоновки и обработки информации является ее «сжатия», то есть представление в удобном и компактном для применения виде. Визуальные ряды и предполагает «свертывания» информации в начальный образ. Данный способ подачи информации базируется на положении о ведущей роли зрительных образов в процессе понимания и восприятия в современных условиях, когда существенно возрастает информационная нагрузку.
Согласно универсального словаря русского языка визуализация - «представляет собой демонстрацию физического процесса или явления в наиболее удобной для зрительного восприятия форме»
Лексографические источники предоставляют и такое определение понятия «визуализация - это получения видимого изображения каких-либо явлений, предметов, процессов, которые недоступны для прямого наблюдения».
По определению М. Булановой-Топорковой, «визуализированная лекция является устной информацией, преобразованной в визуальную форму. Видеоряд, будучи осознанным и воспринятым, сможет служить опорой
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баландина И. В. Компьютерная визуализация как развитие дидактического принципа наглядности / И. В. Баландина // «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения»: сб. материалов XII междунар. науч.-практ. конф., Новосибирск, 14 апреля 2010 г. Новосибирск., 2010. Ч. 2. С. 9-13.
2. Белоусова Л.И., Житенева Н.В. Дидактические аспекты использования технологий визуализации в учебном процессе общеобразовательной школы / Л. И. Белоусова, Н. В. Житенева // 2014. - 213с.
3. Грих Е. Информационные технологии в управлении и учебным процессом вуза: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Е. Грих. - 2012. - С. 74-75.
4. Селевко, Г.К. Учебное пособие: Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко; М.: Народное образование, 2018. - 256 с.
5. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызин; М.; 2015. - 239 с.