Фрагмент для ознакомления
2
Конструирование курса по психологическим дисциплинам
Конструирование психологических дисциплин являет собой разработку целостного учебного курса: от целей до планов (сценариев, конспектов) занятий и различных внеурочных мероприятий. В данном процессе общие формы обучения (лекция, урок и др.) непосредственно «наполняются» содержанием психологических дисциплин, организуя и структурируя его сообразно отличительным особенностям. В ходе конструирования курса в большей степени важным является «не потерять» среди данных особенностей целевые ориентиры психологического образования, т. е. обеспечить единство содержательного, целевого и процессуального компонентов.
Конструирование курса по психологическим дисциплинам может осуществляться на опытно-логическом, эмпирически-интуитивном и научном уровнях. Последний позволяет начинающему педагогу не «блуждать» в поисках наиболее эффективных, оптимальных путей психологического образования, а воспользоваться опытом, накопленным в науке. При этом это не предполагает, что два других уровня конструирования не применяются педагогом. Образование в качестве сферы гуманитарной практики не может быть полностью технологизируемой. Именно поэтому в данном случае важны и субъективный профессиональный и личностный опыт разработчика, и интуиция.
Результаты конструирования содержания психологических дисциплин представляют собой некоторые модели: занятия, учебного курса, мероприятия. Опыт разработки подобных моделей сконцентрирован в самой технологии конструирования педагогического процесса, которая обладает инвариантными (не зависящими от предметной отрасли образования) основами. В ходе конструирования курса психологических дисциплин целесообразным представляется обратиться к данным основам, чтобы, с опорой на них, освоить способы воплощения его целей в определенных разработках планов как отдельных занятий, так и учебных курсов [5].
В процессе подготовки к конструированию курсов по психологических дисциплинам преподаватель может ориентироваться на следующие этапы:
1. Выбор учебных пособий. Преподаватели психологии чаще всего применяют авторские учебные программы. Такие программы, как правило, имеющие практико-ориентированный или личностно-ориентированный характер, достаточно успешно реализуются в учебных заведениях и приносят значительный развивающий результат, высоко оцениваемый и самими учащимися, и педагогами, и родителями.
2. Отбор содержания курса. Содержание курса по психологическим дисциплинам, как и по другим должно полностью соответствовать требованиям, которые содержаться в образовательном стандарте по дисциплине. Кроме того, преподаватель может включать в курс содержание, отражающее его авторское видение курса, его цели и творческий подход, которого он придерживается в процессе обучения. Творческая разработка данных вопросов делает учебный курс, который конструируется преподавателем, непохожим на другие подобные курсы.
3. Постановка учебных целей. В соответствии с целями различных образовательных программ, преподаватель определяет цели своего учебного курса, выделяет его функции в структуре программы. Данный цели должны быть соотнесены также с субъективными ожиданиями учащихся. Формулировка соответствующих целей, как правило, начинается со слов: «Научиться», «Изучить», «Дать представление», «Усвоить», «Овладеть» и т. п. Различные цели предполагают применение разнообразных обучающих методов. Существует множество приемов и видов учебной деятельности, которые могут изменяться в рамках ограниченного относительно объема материала.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений / Б. Ц. Бадмаев. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. — 304 с.
2. Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В. Н. Карандашев. — СПб.: Питер, 2015. — 250с.
3. Ляудис, В. Я. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В. Я. Ляудис. — 5-е изд., испр. и доп. — СПб.: ПИТЕР, 2017. — 192с.
4. Попова, М. В. Психология как учебный предмет в школе: учебнометодическое пособие / М. В. Попова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 288с.
5. Преподавание психологии в школе: учебно-методическое пособие. III—XI классы / А. Д. Андреева, под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЕК», 2013. — 624 с.