Фрагмент для ознакомления
2
Стихотворение А.А. Тарковского «Поэт» было написано в 1963 году и посвящено Осипу Мандельштаму – его тяжелой личной и творческой судьбе, которая была известна А.А. Тарковскому в силу его бесконечного уважения к О. Мандельштаму.
Некоторые исследователи называют данное стихотворение «внешне биографичным», отражающим отношение поэта к поэзии в целом и роли поэта в обществе.
Данное стихотворение считается хрестоматийным – он вошло в современный цитатный поэтический фонд. Основной темой данного стихотворения было описание того обстоятельства из жизни Осипа Мандельштама, что он, переставший приниматься общественностью и постепенно «сходящий с ума» от одиночества и ненужности, фактически навязывал свои стихи людям на улице, пугая их и вызывая ощущение вынужденности.
Цель работы – провести филологический анализ стихотворения А.А. Тарковского «Поэт».
Задачи работы:
1. Провести поуровневый лингвистический анализ стихотворения А.А. Тарковского «Поэт».
2. Осуществить синтаксический анализ стихотворения А.А. Тарковского «Поэт».
3. Провести литературоведческий анализ стихотворения А.А. Тарковского «Поэт».
1. Поуровневый лингвистический анализ
С точки зрения звуковой организации, можно отметить достаточно пафосную, торжественную, но в то же время трагическую тональность стихотворения.
А.А. Тарковский вкладывает в короткие строки определенную жесткость, отрывистость, которая намекает на обреченность судьбы поэта.
В стихотворении активно используется аллитерация: повторение звуков «т» и «ч», а также сочетаний звуков «ств», «рн», «сл», а также ассонанс со звуками «э», «е» и сочетанием звуков «ало/ала».
Использование аллитераций и ассонансов отражает общую мелодику стихотворения, которая основана на его направленности – донесении до читателя трагической сущности содержания повествования.
В стихотворении отсутствуют знаки пунктуации, которые могли бы выразить эмоциональную тональность или нестабильность эмоций автора. Тарковский использует для синтаксического разделения фраз преимущественно запятые и в некоторых случаях – точки.
С грамматической точки зрения, в стихотворении «Поэт» можно выделить:
– 49 существительных;
– 18 глаголов;
– 13 прилагательных;
– 9 местоимений;
– 8 наречий;
– 6 причастий;
– 2 числительных.
Таким образом, важное значение в стихотворении имеет именная лексика, которая определяет направленность на конкретного человека – Осипа Мандельштама, и факты его биографии.
Начинается стихотворение от первого лица – автор рассказывает о том, что Мандельштам подарил ему книгу, используя местоимение «мне» (причем Тарковский не называет имя или фамилию поэта, которому он посвятил данное стихотворение).
В седьмой строфе Тарковский снова возвращается к повествованию от первого лица: «я и сам сную по свету», однако большую часть стихотворения он обращает к нему, формулируя свои строки в третьем лице и используя местоимение «он»: «как боялся он пространства».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Скворцов, А.Э. «Поэт» Арсения Тарковского: от реального к идеальному / А.Э. Скворцов // Вопросы литературы. – 2011. – № 5. – URL: https://voplit.ru/article/poet-arseniya-tarkovskogo-ot-realnogo-k-idealnomu/ (дата обращения: 21.06.2022).
2. Сурат, И. О поэтах и верблюдах: Осип Мандельштам в глазах Арсения Тарковского / И. Сурат // Октябрь. – 2016. – № 3. – URL: https://magazines.gorky.media/october/2016/3/o-poetah-i-verblyudah-osip-mandelshtam-v-glazah-arseniya-tarkovskogo.html (дата обращения: 20.06.2022).
3. Тарковский, А.А. Поэт / А.А. Тарковский // Русская поэзия. – URL: https://rupoem.ru/tarkovskij/etu-knigu-mne.aspx (дата обращения: 20.06.2022).