Фрагмент для ознакомления
2
Государство Кавказская Албания, возникшее в результате распада империи Ахеменидов, а затем империи Александра Македонского, в рассматриваемый период было активно вовлечено в политическую борьбу в Передней Азии и Южном Кавказе. Кавказская Албания, без-условно, представляет интерес сама по себе и привлекла внимание цело-го ряда советских и европейских ученых, что также подчеркивает акту-альность темы исследования.
Объект исследования – этнос Кавказской Албании.
Предмет исследования – комплексное изучение этносоциального и этнокультурного развития этнической группы кавказских албанцев.
Цель исследования – проведение этнологического анализа госу-дарства, такого как Кавказская Албания.
Задачи исследования:
1. Подбор соответствующей литературы и литературы по жизне-деятельности кавказско-албанской этнической группы;
2. Изучение этногенеза, этнической истории Кавказской Албании;
3. Выявления антропологических особенностей данного этноса;
4. Исследование языка кавказско-албанской этнической группы;
5. Анализ материальной и духовный культуры кавказских албан-цев.
Методология исследования представлена группой методов, такими как метод сбора материала – выборка и анализ архивных источников; методом обработки – описание, историко-сравнительный; историко-генетический; системный подход и другие.
Степень изученности темы. Материалы, посвященные Кавказу и, в частности, Кавказской Албании, были тщательно изучены К.В.Тревером, И.Г.Алиевым, а также К.Алиевым, З.И.Ямпольским, дру-гими албанистами. Анализ древних сообщений о Кавказской Албании и албанцах в трактовке армянских исследователей подвел А.А.Акопян.
Круг древних источников по истории албанцев и их государства Кавказской Албании весьма ограничен; хуже того, их содержание доста-точно противоречиво, что неоднократно отмечалось практически всеми исследователями. В частности, это относится к «Географии» Страбо-на. Уже более трех столетий ученые всего мира занимаются изучением различных аспектов этого уникального источника [4, c.11].
Государство Кавказская Албания, возникшее в результате распада империи Ахеменидов, а затем империи Александра Македонского, в рассматриваемый период было активно вовлечено в политическую борьбу в Передней Азии и Южном Кавказе.
Общепризнанно, что образование независимого Албанского госу-дарства восходит к 4-3 векам до н.э. В исторической науке ранее рас-пространенная точка зрения на отсталость социально-экономического развития албанцев по сравнению с их соседями [6, c. 22], выросшая из недостаточной изученности памятников материальной культуры албан-цев в рассматриваемый период, «должна быть рассматривается как трудность, уже преодоленная при анализе истории Албании», по метко-му выражению Д. А. Халилова [9, c. 21].
Исследователи сходятся во мнении, что именно длительное пребы-вание племен на территории будущей Кавказской Албании в составе империи Ахеменидов в немалой степени способствовало консолидации и сближению этих племен. Это было завершением распада родоплеменно-го строя, знакомством племен с элементами государственного управле-ния на территории Северного Азербайджана, поэтому вероятно, что первоначально система управления в Кавказской Албании была подоб-на системе ахеменидского Ирана. Нам неизвестны имена первых албан-ских царей. Остается вероятность, что именно местный сатрап основал местную династию, как и в Атропатене, некоторых областях-сатрапиях государства Ахеменидов.
Вне всякого сомнения, в анализе албанской истории до н.э. выде-ляются три периода. Первый относится к V-IV вв. до н.э., когда албаны были одним из многочисленных племен на территории будущего Кавка-за. Албания. Албанцы того периода упоминаются в трудах Патрокла, Эратосфена и Аристабула, которых исследователи иногда некорректно цитируют для определения развития албанского общества на более позднем этапе его истории. Второй период охватывает пространство с конца 4 по конец 3 века до н.э. Это был период консолидации племен восточных районов Южного Кавказа вокруг албанцев и образования единого Албанского государства. Третий период охватывает 2-1 вв. до н.э. и 1-3 вв. н.э.
Для армянской историографии, особенно второй половины ХХ ве-ка, характерно использование более ранних сообщений античных авто-ров для характеристики более поздних периодов развития албанского общества и тем самым обоснования трех основных тезисов албанской албанистики: 1) социального, экономическая, политическая и культур-ная отсталость албанского общества по сравнению с армянским; 2) по-лиэтничность албанского общества на протяжении всего периода его существования, отсутствие понятия «единый албанский народ»; 3) лока-лизация государства Кавказская Албания исключительно к северу от ре-ки Куры.
Учитывая, что проблема нашествия кочевников с севера остава-лась актуальной и в парфянский период (имелись в виду сарматы и ала-ны), отношения с Албанией имели для Парфии решающее значение. Еще В.В. Бартхольд подчеркивал притязания Парфии на албанские земли [3, c. 17]. Он указывал, что Парфии, как и Риму, не удалось превратить Ал-банию в свою территорию [3, c.23]. Чтобы усилить свой политический контроль над Албанией, Парфия стремилась возвести на албанский пре-стол парфянскую династию Аршакидов, что ей удалось только в I в. до н.э. До этого периода Парфия, по мнению исследователей, стремилась к сохранению и контролю местных династий [5, c. 118]. Как известно, в Албании того периода широкое распространение имели парфянские мо-неты, поэтому не случайно в Албании зримо прослеживаются элементы парфянской материальной культуры. Остается вероятность того, что Парфия, стремясь усилить контроль над Албанией, прибегла к прове-ренному способу и заселила территорию своим этносом. Таким обра-зом, анализ погребений в сырцовых могилах и саркофагах, обнаружен-ных на территории Албании, позволил сделать вывод, что данные типы погребений не имеют локально-исторического происхождения и при-надлежат переселенцам из Парфии.
Следует отметить, что начиная с I века до н.э. Рим проявлял по-вышенный интерес к Албании. Именно поход Помпея в регион положил начало римской экспансии в регионе.
Племена албанского племенного союза населяли территории меж-ду Иберией и Каспийским морем, от Кавказского хребта до реки Кура, включая предгорья Большого Кавказа и юг современного Дагестана. Очевидно, что эти племена различались хозяйственным укладом — одни из них занимались земледелием (в том числе орошаемым), другие — пастушеством или вели полукочевой образ жизни.
Согласна трудам античных ученых, албаны высокие светловоло-сые и сероглазые. Это подходит под описание древнейшего типа корен-ного кавказского населения — кавкасионский, который широко пред-ставлен в настоящее время в горных районах Дагестана, Грузии и отча-сти Азербайджана.
Среди всех племён самым значительным (крупным) были гаргары, на что указывают многие исследователи. Тревер указывает, что гаргары являлись наиболее культурным и ведущим албанским племенем. О гар-гарах и амазонках подробно писал древнегреческий географ Страбон. По мнению Тревера, возможно, упоминаемые древними авторами «ама-зонки» — это искаженный этнический термин «алазоны», обитатели местности по р. Алазани, у которых пережитки матриархата могли со-храняться несколько дольше, чем у других кавказских народов [8, c. 11].
Немецкий лингвист Вольфганг Шульце отмечает, что лингвистиче-ская связь между этнонимом «гаргары» и армянским топонимом «даштн Гаргарцик» — территория, расположенная к юго-востоку от среднего течения Куры, — выглядит заманчивой. Исследователи утверждают, что на базе гаргарского языка в V веке был создан албанский алфавит.
На побережье Каспийского моря, а также на левобережье и право-бережье Куры (ниже устья Алазани) жили утии (удины). Этническое наименование этого племени сохранилось в трудах древних историков как название области Отена (греч.) или Утик (арм.) на правобережье Куры, входившей до IV в. в Великую Армению, а затем переданной в состав Албанского царства.
Показать больше