Фрагмент для ознакомления
2
Литераторы, прошедшие революцию и гражданскую войну, вовлеклись оказались вовлеченными в 1920-е гг. в создание нового мира – политического, социального, культурного. Данный пласт литературы пока нельзя назвать каким-то конкретным понятием. Но литературный фронт того времени (ЛЕФ, Пролеткульт, имажинисты, Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и экстримальный психологизм «Серапионовых братьев» (Замятина), а также писатели Зазубрин, Платонов, Кржижановский и др.) может быть продемонстрирован при помощи теории радикального конструктивизма.
Целью данной работы является рассмотрение романа Е. Замятина «Мы» и европейской антиутопии.
Задачи:
1) Рассмотрение жанра антиутопии как нового в литературе XX века.
2) Описание особенностей антиутопии «Мы».
3) Анализ системы мотивов и символов в романе «Мы» Е. Замятина.
В 1910-20е наблюдается трансформация эписистемы, когда теряются и уходят прежние онтологические основания. Мир перестает пониматься «классически» природно или как тот, что возвышен в культуре. Прежняя основа рушится, революция же создает новые и разные реальности на основе решений политического характера. Начинаются культурные эксперименты, мир входит в эпоху технологических изобретений и общественных трансформаций.
1 Жанр антиутопии как новый в литературе начала XX века
Прошлое столетие, как никакое другое, «подсветило» идею утопии. Утопические проекты стали проявлять себя в начале XX века. Данный факт отразился и в литературе. Предостережения о том, что утопия навязана реальности с целью «осчастливливания» человечества говорились и раньше. К примеру, Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» демонстрирует нам
Легенду о великом инквизиторе – уже тогда говорилось о генетическом коде всех будущих утопий в отрицательном ключе.
Но отдельный жанр антиутопии как литературной формы зародился в прошлом столетии. Читателям были представлены «Мы» (1924) Евгения Замятина и «Дивный новый мир» (1932) Олдоса Хаксли. Эти писатели – как и России, так из Англии, независимо друг от друга, поставили культурный эксперимент – показали мир будущего, утопию, доведя ее до гротеска, преувеличивая грани и черты современного им мира .
Сейчас мы можем найти огромное количество определений, чтобы обозначить жанр антиутопии: и «негативная утопия», «сатирическая утопия», «антиутопия», «псевдоутопия», «дистопия» и т.п. Данные термины часто являются синонимами. Н каждый из них обладает своей семантикой и областью применения. Сатирическая утопия – это отросток того же дерева, что и утопия позитивная, она делится на псевдоутопию и дистопию. Отличаются они тем, как отличаются ирония и серьезные реплики по поводу одного и того же процесса.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бенуас Л. Знаки, символы и мифы. М.: Астрель: АСТ, 2006. С. 71.
2) Биллингтон Дж. Х. Икона и топор. - М.: Рудомино, 2001.
3) Гинзбург Л. О психологической прозе. - Л.: Советский писатель, 1979
4) Замятин Е. И. Мы // Евгений Замятин. Сочинения. Москва «Книга», 1988
5) Искржицкая И. Ю. Культурологический аспект литературы русского символизма — М., Российское университетское издательство. 1997.
6) Лотман Ю. Текст в тексте // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. Тарту, 1981.
7) Туниманов В. А. От романа «Мы» к киносценарию «Д–503» // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. Вып. 3.Воронеж: Воронежский университет, 1994
8) Франк С. Легенда о Великом Инквизиторе (перевод с немецкого) // О Великом Инквизиторе. Достоевский и последующие. М., 1991.