Фрагмент для ознакомления
2
ВЫВОЗ РОССИЙСКИХ КАПИТАЛОВ ЗА РУБЕЖ. ЦЕЛИ ИНВЕСТОРОВ.
Когда мы слышим «отток капитала», нам кажется, что деньги утекают, и скорее всего, из нашего кармана. Поэтому этот термин нередко воспринимают негативно. Но на самом деле это просто движение денег, связанное с экономическими потребностями компаний и людей.
Представьте: вы ведете бизнес с Китаем — например, продаете двигатели для самолетов, а покупаете станки для их производства. Все расчеты в Китае возможны только в юанях. Если вы заработали больше, чем потратили, у вас остается иностранная валюта. Расплатиться ею в России вы не можете — все сделки между российскими гражданами и компаниями проходят только в рублях. Но вы можете, например, разместить эти деньги на счете в иностранном банке, чтобы потом потратить их на закупку следующей партии оборудования. Таким образом, ваш капитал, согласно статистике, «оттекает» за границу [7].
И наоборот, если валюты на закупку оборудования не хватает, вам придется продать какое-то заграничное имущество либо занять деньги в зарубежном банке или на иностранном фондовом рынке. В таком случае к вам «притекает» дополнительный капитал. Но такие займы в свою очередь повлияют на увеличение внешнего долга страны.
Платежный баланс страны суммирует «втекающие» и «вытекающие» потоки по финансовым операциям всех российских предприятий, банков, граждан с внешним миром. Так и получается общенациональный показатель — либо приток частного иностранного капитала, либо отток.
Отток капитала означает, что наша страна инвестирует излишки средств, полученных в рамках текущих экономических операций, за рубежом. Это происходит потому, что мы продаем за границу больше товаров и услуг, чем покупаем, и у нас появляются внешние сбережения [3].
То есть, с одной стороны, отток капитала — это индикатор того, что наша продукция пользуется спросом за рубежом и денег от ее продажи не только хватает на покупку импорта, но и остается для инвестиций за границей. И это позитивный сигнал.
А с другой стороны, платежный баланс страны также отражает потоки иностранных инвестиций в российскую экономику. Если зарубежные инвестиции сокращаются, это тоже может стать одной из причин оттока капитала. Иногда это может быть плохим признаком — условия инвестирования в стране недостаточно привлекательны. В таком случае стоит работать над улучшением ситуации.
Но в то же время не стоит забывать, что зарубежные инвестиции в российские компании и банки могут увеличивать внешний долг. Например, если компания привлекает деньги иностранных инвесторов с помощью облигаций, получается, она берет их в долг. И вместе эти долги компаний складываются во внешний долг страны. При неблагоприятных внешних условиях, например, при укреплении доллара, обслуживание такого долга становится неподъемным для компании. Поэтому некоторые страны придерживаются политики умеренности, чтобы внешних денег в экономике не было слишком много [5].
Российские компании могут вкладывать средства, например, в развитие за рубежом своих торговых или сервисных сетей. Производители — инвестировать в освоение природных ресурсов на территории других стран, что необходимо для расширения их собственного производства.
Отечественные компании, которые занимаются экспортом и импортом, обычно держат часть валюты просто на счетах в иностранных банках, ведь неудобно постоянно переводить деньги туда и обратно. Эти деньги тоже попадают в категорию «отток капитала».
Люди могут покупать за рубежом недвижимость или акции зарубежных предприятий, таким образом, становясь их собственниками и получая дивиденды.
Негативное отношение к оттоку капитала часто связано с тем, что его путают с «бегством капитала». «Бегство капитала» — это вывод средств за рубеж нелегальным путем, чтобы скрыть теневые доходы, уйти от налогообложения. Вот это действительно негативно отражается на экономике, и Банк России активно с этим борется.
В платежном балансе страны «бегство капитала» прописано как «Сомнительные операции». В эту графу попадают все операции, которые носят теневой характер. В последние годы их объемы серьезно сократились и стали совсем небольшими в масштабе
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бодров Алексей Геннадьевич ОФФШОР КАК ИНСТРУМЕНТ КОРРУПЦИИ В РОССИИ // Интерактивная наука. 2022. №4 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/offshor-kak-instrument-korruptsii-v-rossii (дата обращения: 19.10.2022).
2. Божечкова Александра Викторовна, Кнобель Александр Юрьевич, Трунин Павел Вячеславович ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС: ИТОГИ 2021 Г. // Экономическое развитие России. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/platezhnyy-balans-itogi-2021-g (дата обращения: 18.10.2022).
3. Гладких Екатерина Геннадьевна, Токсубаева Александра Сергеевна Отток капитала из России как институциональная проблема // Economics. 2016. №10 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ottok-kapitala-iz-rossii-kak-institutsionalnaya-problema (дата обращения: 19.10.2022).
4. Григорьев Л., Косарев А. Проблема бегства капитала.// Экономический журнал ВШЭ. 2020, № 4.
5. Дюбанова Ю.В. ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // ТДР. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-bezopasnost-rossii-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 18.10.2022).
6. Зубченко Л. Международное движение капитала в современных условиях // Экономист.- 2021. - № 6.
7. Кнобель А.Ю. Оценка функции спроса на импорт в России // Прикладная эконометрика. 2021. № 4 (24). С. 3-26.
8. Кнобель А.Ю., Фиранчук А.С. Россия в мировом экспорте в 2022 г. // Экономическое развитие России. 2022 № 9. С. 17-21
9. Красавина Л.Н. Бегство капиталов из России и пути его сдерживания. Деньги и кредит, 2022, № 11.
10. Кузминова О.А., Иневаткина С.Р. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩИХ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-otsenka-suschestvuyuschih-vyzovov-i-ugroz-finansovo-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rf-na-sovremennom-etape (дата обращения: 19.10.2022).
11. Лунгани П., Мауро П. Отток капитала из России. // Инвестиции в России. 2020. № 7.