Фрагмент для ознакомления
2
История молодежных субкультур как социального явления
Понятия «субкультура» и «молодежная субкультура», возникшие в социальных науках, в настоящий период времени стали частью общественного сознания. Молодые люди и подростки примеряют на себя разнообразные субкультурные маски в качестве знака некоторой взрослости. В свою очередь родители переживают непосредственно о том, что их дети, включаясь в деятельность такого рода сообществ, отдаляются и отстраняются от дома. Представители правоохранительных органов и чиновники проявляют озабоченность, не оказывает ли какое-либо влияние участие молодёжи в субкультурах на рост криминального поведения [1].
Понятие «субкультура» происходит от латинского «sub» — под и cultura — культура. Иными словами, субкультура — это «подкультура», являющаяся частным случаем по отношению к обычной культуре. В подавляющем большинстве случаев это слово употребляется в отношении различных объединений молодежи. Несмотря на достаточно большую распространенность и на первый взгляд кажущуюся простоту различные авторы в понятие «молодежной субкультуры» вкладывают свои значения. Необходимым представляет проводить разграничение молодежных сообществ и субкультур самого разнообразного вида.
Молодежные субкультуры являют собой сообщества, обладающие достаточно разработанными системами характерных признаков: самоназванием, нормами, обычаями, имиджем, системой ценностей, стилем поведения и эстетическими предпочтениями.
Понятие «молодежные субкультуры» выступает частным случаем более обширного понятия «молодежные сообщества». В число таких сообществ входят группы разнообразных типов — дружеские компании, объединения досуга, трудовые и учебные коллективы и т.д. Границу касаемо субкультур, разрабатывавших собственные системы символов, и «обычными» сообществами очень сложно уловить. Так, как пример, среди очень большой численности похожих друг с другом группировок молодёжи, которые в 1986 году существовали в Подмосковье, только жителями Люберец была образована своеобразная собственная система идентификационных признаков и они стали восприниматься в виде особой субкультуры люберов.
Под молодежными субкультурами также принято понимать сообщества, напрямую связанные с деятельностью сферы досуга, «неформальные объединения молодежи». Профессиональные и учебные сообщества в виде субкультуры не рассматриваются, при том моменте, что они также полностью соответствуют понятию субкультуры. Как пример, студенты, которые обучаются в одном ссузе или вузе, объединены очень существенным количеством идентифицирующих признаков, при этом термин «субкультура» в отношении них, в большинстве случаев, не употребляется [2].
Особенности молодёжных субкультур
Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) основывается на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии. Рассмотрим специфические черты российской молодёжной субкультуры.
1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.
Наряду с коммуникативной функцией (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная и креативная функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием телевидения и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.
2. Американизация культурных потребностей и интересов.
Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, в последнее время вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек — героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.
Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей как вежливость, кротость и уважение к старшим в угоду современной моде. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама.
3. Приоритет потребительских ориентаций над креативными.
Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристическом аспектах. Эта тенденция просматривается в культурной самореализации учащейся молодежи, что обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.
4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.
Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами достаточно жёсткого характера — несогласные рискуют пополнить ряды «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал — лидера данной группы. Групповые стереотипы и престижно выстроенная в ряд иерархия ценностей может быть обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, местожительством и национальностью. В любом случае, суть их, при более близком рассмотрении, одна: культурный конформизм объединяет единомышленников в рамках неформальной группы общения, где на первый план выдвигается неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи, до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые «команды» с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов [6].
5. Внеинституциональная культурная самореализация.
Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения – наиболее влиятельного институционального источника воздействия.
6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.
Народная культура (традиции, обычаи, фольклор) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации молодых людей в современной России в большинстве случаев ограничивается пропагандой православия. А этнокультурная самоидентификация личности состоит прежде всего в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, то есть того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не только в приобщении к одной, пусть даже самой массовой конфессии.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Башкатов, И. П. Молодежные субкультуры / И. П. Башкатов, Т. С. Стрелкова // Социологические исследования. - 2015. - 261с.
2. Воронов, В. Что нужно знать о молодежной субкультуре / В. Воронов, Е. Черничкина // Воспитание школьников. - 2019. - 246с.
3. Гогуева, М.М. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка // Вестник томского государственного педагогического университета / М.М. Гогуева. - Томск, 2020. - 259с.
4. Журавлёв, А.Б. Подростковые субкультуры. // ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» / А.Б. Журавлев, А.И. Казаченко. - 2018. - 246с.
5. Низиков, М.А. Деструктивные субкультуры. // Мир образования - образование в мире / М.А. Низиков. - 2019. - 316с.
6. Омельченко, Е. Молодежные культуры и субкультуры / Е. Омельченко. Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». - М.: Ин-т социологии РАН, 2020. - 262с.
7. Резухина, Е. В. Подростковые и молодежные субкультуры: психолого- педагогический аспект / Е. В. Резухина // Психологический журнал. - 2016. – 315с.
8. Шейко, А.О. Субкультура как стиль жизни современных молодых людей / А.О. Шейко, 2017. - 220с.
9. Шулдик, Г.О. Субкультура в подростковом возрасте / Г.О. Шулдик, 2019. - 468с.
10. Щепанская, Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры / Т.Б. Щепанская. М.: ОГИ, - 2014 - 286с.