Фрагмент для ознакомления
2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В исследованиях ученых отмечено [1,2,5], что возрастная периодизация представляет младший школьный возраст ребенка в период от 6,5 до 11 лет. На разных этапах этого возрастного периода происходит активное физическое развитие младшего школьника, формирование, развитие и совершенствование его возможностей в интеллектуальном аспекте.
Как отмечают психологи исследователи [8], у детей младшего школьного возраста по причине значительного совершенствования работы анализаторов активно развивается способность к анализу, мышлению и обобщению явлений окружающей среды. У младших школьников начинают активно проявляться индивидуальные особенности, активно формируется характер, интересы, личностные мотивы, которые относительно нестойкие и часто меняющиеся, закладываются и формируются некоторые основы дисциплины поведения, развивается умение и желание подчинить свои актуальные действия актуальным требованиям взрослых и преимущественно интересам коллектива.
Одновременно с восприятием совершенствуется внимание детей младшего школьного возраста. Так, в 6,5 лет у детей младшего школьного возраста, устойчивость и концентрация внимания еще очень низкая, а к семи годам проявление указанных свойств внимания значительно увеличивается, но остается еще достаточно слабо развитой. Поэтому, детям младшего школьного возраста достаточно трудно сосредоточиться и удержать внимание на однообразной и малопривлекательной для них деятельности [1,3,5,7].
В аспекте развития мышления необходимо отметить, что у детей младшего школьного возраста оно развивается преимущественно от наглядно-действенного и наглядно-образного к преимущественно словесно-логическому и формируется к концу младшего школьного возраста. Мышление предполагает правильное умение оперировать теми или иными словами и понимать логику рассуждения. Данная способность активно проявляется при решении практических задач. Относительно воображения можно заметить, что оно развивается в ходе игры и на первых этапах своего становления и развития неотделимо от восприятия тех или иных предметов и игровых действий с ними. Как отмечают исследователи [8], особенность воображения заключается в том, что детям младшего школьного возраста оно дает возможность правильно принимать решение и находить эффективный выход в проблемной ситуации даже в случае частичного отсутствия знаний, которые в таких случаях существенно необходимы мышлению. Следует отметить в аспекте нашего исследования, что развитие воображения способствует активному развитию образного мышления, хорошей памяти, правильной речи и других психических познавательных процессов.
Одним из важных компонентов интеллекта человека. Является наблюдательность. Развитие и тренировка интеллекта у детей младшего школьного возраста должна проводиться в теснейшей связи с необходимым развитием памяти и мышления, а также одновременно с развитием и формированием познавательных потребностей ребенка: любопытством и любознательностью.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Атаманская М.С. Формирование социальных обобщений у учащихся на основе взаимных образно-логических связей. – Ростов-на-Дону, 2018. – 24 с. 20.
2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 2001.-23c.
3. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 2016. - 288с.
4. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта. М., 2009.
5. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Т. 2 - М.: Апрель Пресс, 2009.-67c.
6. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 2006.-67c.
7. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2018.-31c.
8. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 239 с.