Фрагмент для ознакомления
2
Благодаря этим особенностям групповое принятие решений позволяет в сложных, а иногда и тупиковых ситуациях выбрать наиболее оптимальный вариант, что практически сложно сделать на индивидуальном уровне.
Проектные методы, организация фокус-групп, кейс-метод, проектирование способствуют вовлечению участников в процесс активного взаимодействия. В качестве средств, поддерживающих реализацию данных методов, можно назвать иллюстративный материал, содержание презентаций, подготовленные для анализа данные (графические способы представления данных, инфографика). Образцы проектных решений, дорожные карты поддерживают проектную деятельность. Видео-конференц-связь, ресурсы интернета являются техническими средствами, позволяющими расширить пространственные рамки взаимодействия.
Наиболее применяемой формой, при которой раскрывается потенциал активно-динамических методов обучения, является «воркшоп». Это практико-ориентированная организация обучения, содержанием которой является конкретная проблема, проект, идея, а методом реализации – командная работа, основанная на взаимообмене знаниями. Среди методов, поддерживающих данную форму, можно назвать генерацию идей с помощью мозгового штурма, игровые методы, «воркшоп-круиз», рефлексия и т. д. «Воркшоп» обладает определенными преимуществами: взаимообмен информацией; активизация участников группы, взаимоответственность, эмоциональное проживание опыта; возможность для обучающихся открыть новые знания, полученные в результате практического опыта других участников группы .
Данные преимущества «воркшопа» являются характеристиками командной работы.
При освоении практических навыков организации командной работы следует обратить внимание на различные формы стажировки руководителей образовательных организаций. Метод «шедоуинг» заключается в наблюдении за работой вышестоящего руководителя. Метод «секондмент» основан на освоении опыта работы руководителя организации-партнера. При этом руководитель имеет возможность освоить иные, кроме руководящей, «роли»: специалиста, организатора, наставника, эксперта.
Внутриорганизационные формы также могут использовать для раскрытия потенциала активно-динамических форм обучения.
Метод «инбаскет» предлагает имитацию сотрудником работы руководителя, который решает важную проблему. Данный метод содействует развитию готовности к работе в команде у ее членов, а руководителю позволяет четче осознать свою роль. Метод «баддинг» основан на формулировании отношения сотрудников к принимаемым решениям .
Метод коллективной рефлексии также будет хорошо поддерживать командную деятельность по проектированию инноваций.
Следует обратить внимание на командные методы принятия управленческих решений.
При этом используются технологии групповой и межгрупповой работы: экспертный метод, метод мозгового штурма, метод Дельфи, метод «шесть шляп мышления», метод номинальной группы и т. д
Коллективные или групповые экспертные оценки основываются на
совместной работе специалистов и получении суммарной оценки от всей
группы экспертов в целом. Применяют эти оценки при прогнозировании
объектов и процессов, имеющих междисциплинарный характер. К таким
методам экспертного оценивания относятся: метод «мозговой атаки»,
«сценариев», «деловых игр», «совещаний», «суда» и т.д.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Коробов В.Б. Особенности проведения опросов при создании экспертно-аналитических систем// ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ И ПРАВО. Учредители: Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". 2016. № 10. С. 39-45
2) Кривенко А. И. Методы сбора информации для идентификации рисков и их сравнение// ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции. Том 1. под редакцией: Кузьминой В.М.. 2020. С. 308-313
3) Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с.
4) Курина И. Н., Мурашкина Е. М., Скворцова Л. И. Применение групповых форм и методов разработки и принятия управленческих решений в организациях// УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ТЕРРИТОРИЙ: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ. Материалы научно-практической конференции. 2018. С. 213-218.
5) Мескон, М. Основы менеджмента: Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури ; [пер. с англ. и ред. О. И. Медведь]. - 3-е изд. - Москва [и др.] : Вильямс, 2016. - 665 с.
6) Титовец Т.Е. Сущность метода номинальных групп в университетском образовании//ВЫСШАЯ ШКОЛА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ. Материалы XII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Том Часть 1. Российский университет дружбы народов. 2019. С. 243-245
7) Хохлов А. В. Потенциал активно-динамических методов в развитии у руководителей общеобразовательных организаций культуры командной работы//МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РЕГУЛИРУЕМОГО ЭВОЛЮЦИОНИРОВАНИЯ. Материалы XVIII Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Д.Ф. Ильясов. 2019. С. 5-8