Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема того, как человек становится компетентным членом социума, всегда являлся актуальным в психологии, антропологии, социологии, педагогике и философии. Сегодня интерес к этому вопросу как в отечественной, так и зарубежной науке связан с механизмами интеграции опыта общественного развития и поведения в процессе деятельности связан с глобализационными процессами современной цивилизации, особенностями условий социализации человека, экономическими, политическими и культурными факторами.
Основным направлением социализации является переход человека от биологического существа в общественное. Личность в процессе социализации становится самостоятельной, приобретает свое место в социуме. Смысл социализации – достижение идентичности, формирование социального «Я».
Человек - это существо социальное, общение является неотъемлемой частью нашей жизни. Он становится личностью в том случае, если живет в обществе, и взаимодействуя с другими людьми развивает возможности, заложенные в его природе. Человек не смог бы стать личностью и реализоваться вне общества.
С первых дней своего существования человек включен в социальное взаимодействие. Свой первый опыт общения он получает еще до того, как научился говорить. На протяжении всей жизни он встречает миллионы самых разных людей, в детском саду, школе, колледже, университете, на работе и т.д.
Человек неразрывно связан с обществом. Где бы мы не находились, нас окружают люди, с которыми мы с радостью или вынуждено общаемся, и каждый в нашей жизни играет определенную роль.
Целью данной работы является рассмотрение социализации личности, механизмов и стадий социализации.
1 Понятие «Социализация»
Г. Тард (1843–1904) как социальный психолог рассматривал социализацию как включение человека в народ при помощи достижения сходства в языке, воспитании и образовании с другими людьми в обществе.
Термин «социализация» был близок уже тогда к тому, что мы понимаем под этим термином сейчас. По мнению Э. Дюркгейма (1858–1917), социализация – это процесс, благодаря которому формируются человеческие качества. Этого подхода придерживались О. Конт, К. Маркс и М. Вебер. Дюркгеймом была создана теория, где в центре – мораль как структура объективных поведенческих правил. Функции морали ученый связывал с воспитанием, которое «очеловечивает» индивида, развивает в нем качества, необходимые социуму. Благодаря социализации человек приобщается к теме «коллективного сознания» при помощи установления целостности социума, учится подавлять индивидуальные интересы во имя социальных.
К середине прошлого столетия психологи А. Парк, Д. Доллард, Дж. Кольман, А. Бандура стали рассматривать социализацию в виде научной области.
Психолог и социолог Т. Парсонс (1902–1979) же рассматривает только социологию как науку, что должна заниматься изучением социальных систем коллективных действий индивидов. Тему социализации ученый описывал с точки зрения изучения социальных явлений и процессов.
Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Блумер, Г. Зиммель, У. Томас и другие утверждали, что социальный мир – это множество разных символов (жесты, язык и др). Они несут социальную информацию, придают важность жизни индивида, создают основу для интеракции. Социально-когнитивная теория рассматривала социализацию вместе с процессом воспитания. А. Бандура полагал, что воспитание формирует у ребенка определенную поведенческую модель. Ученым была определена зависимость между примера разного поведения и подражанием этому поведению детьми.
Представители психоанализа - З. Фрейд, А. Адлер и К. Г. Юнг - развивали идею конфликта биологического и социального. Психологи рассматривали индивидуальные потребности и социальные как те, что взаимоисключают друг друга. Как полагал З. Фрейд, социализация – это обуздание побуждений человека, в частности, бессознательных.
Если индивид испытывает проблемы с социализацией – необходимо искать источник проблемы в детстве. Кроме того, часто нежелание социализироваться говорит о «бегстве в болезнь». Л. В. Смолова говорит о том, что еще основатель психоанализа говорил о «бегстве в болезнь» как об одном из направлений психоанализа. Болезнь – это способ разрешить конфликт, который есть внутри личности, при помощи формирования симптомов болезни. И разрешение этого конфликта внутри личности при помощи формирования невротического симптома – это удобный и желательный выход для самой личности, которая не хотела бы видеть другие выходы из разрешения этой мучительной для него картины. Чтобы прийти к психологу на работу, нужно преодолеть себя, для работы над собой требуются физические и душевные силы. Смысл в том, что именно в психоаналитическом направлении человек концентрируется на своем бессознательном. Если, к примеру, гуманистическое направление направляет внимание на чувства, ценности человека, говоря об этом как о «внутренней жизни», то в психоанализе ведется глубокий и медленный разбор внутренних паттернов и осознавание психологических защит самим человеком .
В своей книге «Маленькие дети и их матери» Д. Винникот показывает, что знания, полученные в работе психоаналитика со взрослыми психотиками, помогают лучше понимать переживания малышей, не владеющих речью. Кроме того, наблюдения за грудничками также являются кладезью информации, что нужна для лечения пациентов с серьезными психическими отклонениями.
Показать больше