Фрагмент для ознакомления
2
Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
До начала шестидесятых годов об истории семьи не могло быть и речи. Историческая наука в этой области целиком еще находилась под влиянием Пятикнижия Моисея. Патриархальную форму семьи, изображенную там подробнее, чем где бы то ни было, не только безоговорочно считали самой древней формой, но и отождествляли — за исключением многоженства — с современной буржуазной семьей, так что семья, собственно говоря, вообще не переживала, якобы, никакого исторического развития; самое большее допускалось, что в первобытные времена мог существовать период неупорядоченных половых отношений.
Когда Морган наблюдал за индейцами в северной части штата Нью-Йорк, он увидел родственные отношения, полностью отличающиеся от семейных отношений, считавшихся «нормальными» в викторианскую эпоху. Он обнаружил, что более чем в одном случае мужчины и женщины коренных американцев были организованы в относительно равные сообщества и что женщины имели статус, который был бы незнаком читателям в предположительно более цивилизованные дни Моргана.
Согласно Моргану, из первобытного состояния неупорядоченных отношений, вероятно, весьма рано развилась:
1. Кровнородственная семья — первая ступень семьи. Здесь брачные группы разделены по поколениям: все деды и бабки в пределах семьи являются друг для друга мужьями и женами, равно как и их дети, то есть отцы и матери; равным образом дети последних образуют третий круг общих супругов, а их дети, правнуки первых, — четвертый круг.
2. Пуналуальная семья. Если первый шаг вперед в организации семьи состоял в том, чтобы исключить половую связь между родителями и детьми, то второй состоял в исключении ее для сестер и братьев.
3. Парная семья. Известное соединение отдельных пар на более или менее продолжительный срок имело место уже в условиях группового брака или еще раньше; мужчина имел главную жену (едва ли еще можно сказать — любимую жену) среди многих жен, и он был для нее главным мужем среди других мужей.
Каждая первоначальная семья должна была раздробиться самое позднее через несколько поколений. Первобытное коммунистическое общее домашнее хозяйство, которое без всяких исключений господствует, вплоть до самого расцвета средней ступени варварства, определяло максимальные размеры семейной общины, изменявшиеся в зависимости от условий, но для каждой данной местности более или менее определенные.
Морган выдвинул мнение, что самой ранней формой семьи было коммунистическое домашнее хозяйство, коллективная имущественная группа — род или клан, которую он наблюдал на собственном опыте у североамериканских индейцев. Это, как он видел, было основано на праве матери или матрилинейном происхождении, как известно, и предшествовало праву отца, которое появилось гораздо позже. Это стало революционным прорывом в научном понимании. Современные антропологи теперь используют термин «линейная» группа для обозначения рода или клана. Внутри рода было равенство в принятии решений и сотрудничество между всеми, основанное на производстве для использования. Сексуальные табу, должно быть, возникли на раннем этапе, чтобы сохранить порядок внутри и между семьями.
В состоянии «первоначальной распущенности», по выражению Энгельса, когда внутри племени каждая женщина принадлежала каждому мужчине, а каждый мужчина каждой женщине, неизбежно существовало какое-то «материнское право». Поскольку в этой ситуации всякая уверенность в отцовстве исключалась, происхождение или родословную можно было считать только по женской линии. Это должно было быть универсальным. Учитывая, что матери были единственными установленными родителями детей, к женщинам относились с высокой степенью уважения и даже почтения.
История семьи восходит к 1861 году, году публикации Mutterrecht (материнского права) Бахофена. Энгельс делает следующие предположения:
1. Вначале люди жили в неограниченных половых связях, которые называет гетеризмом.
2. Такой половой акт исключает какие-либо абсолютно верные средства определения отцовства; что, следовательно, происхождение можно было проследить только по женской линии в соответствии с материнским законом; и что это повсеместно практиковалось всеми народами древности.
3. Следовательно, женщины как матери, будучи единственными известными родителями младших поколений, получали высокую дань уважения и почтения, составляющую полное женское правление (гинекократию), согласно идее Бахофена.
4. Переход к моногамии, закрепляющей определенную женщину исключительно за одним мужчиной, означал нарушение первобытного религиозного закона (т. е. практически нарушение обычного права всех других мужчин на одну и ту же женщину), нарушение которого должно было быть искупил свое разрешение, купленное выдачей женщин публике на ограниченный срок.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Маркс К. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3 / Ф. Энгельс, К. Маркс. - М.: Политиздат, 1986. - 639 с.
2. Маркс К. Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество» / Ф. Энгельс, К. Маркс. - М.: Политиздат, 1983 - С. 227-372.
3. Энгельс, Фридрих. Происхождение семьи, частной собственности и государства : В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана / Ф. Энгельс. - М. : Политиздат, 1989. – 222 с.