Фрагмент для ознакомления
2
У осетин прослеживаются следующие этапы развития форм семьи:
1. Родовые семьи (нартовский эпос);
2. Общинно-соседские семьи (I век до н. э. Кобанская культура);
3. Большие семьи или родовые с некоторым количеством малых семей.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод о том, что форма организации осетинской семьи менялась в зависимости от политической ситуации в обществе. Из нартовского эпоса мы знаем, что у нартов конфликты были как с другими народностями, так и внутри нартского общества между родами. Конфликтовали нарты и с отдельно взятыми персонажами. Например, с алдаром Хиза, чья крепость находилась в Прикубанье и которому приглянулась жена нарта Сослана. Несмотря на родовой строй, жили нарты обособленными семьями. Какой строй был у нартов до событий, описываемых в сказаниях, трудно сказать наверняка. Но беремся предположить, что совершать многочисленные и успешные военные походы, имея внутри себя межродовые конфликты, было бы достаточно сложно для нартов. Скорее всего, конфликты начали возникать в среде осевших воинов. если учесть, что Бората были родом богачей, а ахсартагата – простые воины, возможно, конфликт был связан с несправедливо поделенной военной добычей. алагата – род жрецов – в конфликте не участвовал .
Период родовых семей сменяется периодом общинно-соседских, и мы можем предположить, что теперь конфликтовал ряд осетинских обществ.
И уже непосредственно перед революцией мы наблюдаем переход к малым семьям. Собственно, мы знаем, что революция 1917-го года уровняла всех в происхождении и благосостоянии, что автоматически упразднило многие конфликты не только в осетинском, но и других обществах.
Целью данной работы является рассмотрение этики осетин в доме.
1 Осетинская семья и быт
Большое значение в осетинской семьи придавалось рождаемости и детности. Огромная роль у осетин отводится семейным ценностям, воспитанию детей, уважения к старшим. Дети, взрослые всесторонне развиты - физически, нравственно, эстетически, религиозно. В доме обязательно есть обязанности у каждого члена семьи, в почете – трудовое воспитание. У всех осетин присутствует ценность детей, их гармоничного развития. «Лучше совсем не иметь потомства, чем иметь плохое потомство»- гласит осетинская пословица.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Будтуева Э. Ю. Семейный уклад осетин: большая патриархальная и малая индивидуальная семья//ВЕСТНИК СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ К. Л. ХЕТАГУРОВА. 2016. № 4. С. 28-32
2) Дзагоева Э. П. Женское пространство в хозяйстве традиционной осетинской семьи//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 11. Ч. 2. С. 59-62.
3) Кох К. Путешествие через Россию к кавказскому перешейку в 1837 и
4) 1838 гг. // Осетины глазами русских и иностранных путешественников. Орджоникидзе, 1967. С. 261.