Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Р.М. Боскис рассматривает недостаточность слуха у ребенка с точки зрения развития речи при данном нарушении слуха. Чем лучше речь у ребенка, тем больше возможностей использовать свой слух. При глухоте обнаруживается потеря слуха выше 80 дБ. В том случае, если при аудиометрии обнаружено снижение слуха меньше 80 дБ, говорят о тугоухости.
Педагогическая классификация детей с недостатками слуха, разработанная Р.М. Боскис, построена на критериях, учитывающих своеобразие развития детей с отклонениями в функции слухового анализатора. Р.М. Боскис выделила 2 основные группы детей с недостатками слуха — глухие и слабослышащие. К группе глухих относятся дети, которые вследствие врожденной или раноприобретенной глухоты не могут самостоятельно овладеть словесной речью. К категории слабослышащих детей относят тех, у кого наблюдается снижение слуха, но возможно самостоятельное развитие речи (хотя бы минимальное).
Дефект слуха в первую очередь отрицательно влияет на формирование речи, т.е. той психической функции, которая в наибольшей степени зависит от состояния слухового анализатора. Правильная педагогико-психологическая классификация играет важную роль в правильном выявлении недостатков в образовании этих детей, а также в определении типа учебного заведения, где дети будут получать образование. Классификация нарушений слуха была составлена многими исследователями: В. Флери, Н.М. Лаговским, Н. Васильевым, Ф.А. Рау, Р.М. Боскис, А. Дьячковой и другими.
Цель работы – рассмотреть психолого-педагогическую классификацию детей с нарушением слуха Р.М.Боскис.
Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха Р.М. Боскис
«Организация методической работы с глухими детьми должна учитывать компетентность, условия, опыт и профессионализм педагога и логопеда, их особенности и отношение к профессионализму воспитателей. Для определения причин тугоухости, кроме наследственных факторов, вызывающих тугоухость у ребенка, следует также учитывать факторы, воздействующие на ребенка во время беременности, родов и в первый год после рождения» . При составлении психолого-педагогической характеристики слабослышащих детей, надо смотреть классификацию детей, чтобы различать понятия слуха.
Слух играет важную роль в общем и психическом развитии ребенка. Без слуха невозможно понимать речь, общаться с окружающими, передавать младшим поколениям знания и опыт, накопленные человечеством на протяжении веков. Снижение слуха у детей является скрытым процессом. Этот дефект в основном встречается у детей дошкольного возраста, тем более что они не слышат и не понимают.
Рахиль Марковна Бо́скис (1902—1976) — советский учёный и сурдопедагог, доктор педагогических наук (1953), профессор (1956), член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1955), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968).
Автор свыше 100 печатных работ, включая монографии, по различным вопросам специальной педагогики и психологии. Созданная ей классификация построена на психологическом изучении взаимодействия слуха и речи. Теоретической основой классификации являются положения, определяющие своеобразие развития ребенка с нарушениями слухового анализатора.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Боскис, Рахиль Марковна. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис ; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - М. : Совет. спорт, 2004 (ППП Тип. Наука). – 303 с.
2. Боскис Р.М. Основы специального обучения слабослышащих детей / Под ред. Р.М. Боскис. - М.: Просвещение, 1968. - 310 с.
3. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. Кн. для учителя.-2-е изд.,-испр. / Р. М. Боскис. - М.: Просвещение, 1988.- 128 с.