Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На протяжении всей истории существования идей марксизма зарубежные и отечественные учёные отмечают своеобразную актуальность теории Карла Маркса. Марксизм ненавидят и обожествляют; его критикуют и регулярно объявляют о потере возможности быть реализованным. Одни не пишут о нём вообще; другие – используют теорию и методологию марксизма для обоснования своего концептуального мировоззрения; третьи никогда не задумывались, в рамках какой научной парадигмы ведут исследования. Так или иначе, большинство из них реально работают в диалоге с марксизмом, даже не подозревая об этом. На этой основе можно полагать, что тема марксизма была и остаётся одной из наиболее обсуждаемых и актуальных в научных кругах исследователей .
1 Сущность и характеристика марксизма. Место человека в философии марксизма
Проблема понимания человеческой природы занимает в учении Карла Маркса особое место. В своем фундаментальном труде «Капитал» К. Маркс отмечает, что человек, его созидательные качества, накопленные за много поколений, является главным капиталом общества .
Исходным пунктом его анализа выступает труд как источник всего созданного в обществе продукта. В мире, где власть денег является абсолютной, где все продается и покупается, рабочая сила человека также является товаром.
В основе методологии К. Маркса марксизма лежит разработанный им специфический метод познания – материалистическая диалектика. С одной стороны, материалистическая диалектика, как и диалектика вообще, рассматривает все общественные явления и процессы с учетом постоянных изменений, в постоянном движении. Одновременно она является материалистической, поскольку считает отношения, формирующиеся в процессе материального производства, основой, фундаментом всех других общественных отношений. Важную роль в методологии К. Маркса занимает метод единства исторического и логического, сущность которого кратко можно охарактеризовать следующим образом: логическое исследование производственных отношений методом восхождения от абстрактного к конкретному, от простого к сложному отражает действительный исторический процесс развития; однако логическое отражение – это не слепое копирование действительности, а отражение ее в наиболее существенном, основном, закономерном.
Применение диалектико-материалистического метода в исследовании системы капиталистических отношений представляет собой последовательную реализацию развернутой системы диалектической логики - принципов, законов и представления о диалектическом противоречии. В философских работах можно найти последовательный анализ системы, её формирования на начальном этапе, исходя из прогнозируемых задач развития. Это позволяет глубже и несколько с иных позиций понимать политэкономическое учение К. Маркса. Так, например, закон отрицания отрицания указывает на то, что в качестве начального пункта рассуждения должно быть избрано то, что выступая как элементарная форма капиталистических производственных отношений, развиваясь, превращается в «развитое начало», которое перейдя определенные границы меры количественного качественно изменяется и в конечном итоге отрицает свое начало. В качестве такового К. Маркс, как известно, избрал «товар», как элементарную клеточку товарного производства, как единство и противоположность потребительной стоимости и стоимости, в которой заложено диалектическое противоречие, выступающее источником развития - самодвижения, самовозрастания стоимости в условиях капиталистических производственных
Ведущее место в марксизме занимают положения трудовой теории стоимости, получившие развитие и новое звучание в трудах К. Маркса. В качестве исходного пункта анализа капиталистического товарного производства Маркс принимает, что все произведенные товары представляют собой продукты человеческого труда.
2 Марксистский гуманизм и его развитие в XX веке
Формирование марксистского гуманизма, как относительно самостоятельного направления в западном марксизме, приходится на конец 40-х начало 60-х годов. В его развитии можно выделить несколько этапов, каждый из которых является отражением тех классовых противоречий, которые существовали на тот момент в ряде государств, где это течение получило наиболее широкое распространение.
Первый этап в развитии гуманистического нарратива в западном марксизме можно условно обозначить в качестве христианско-экзистенционального ревизионизма . Ключевыми течениями, в которых формируется и развивается ревизионистское прочтение работ раннего Маркса, здесь являются христианский социализм и экзистенциальный марксизм. Как это ни парадоксально, но выразителями идей обновления марксистской теории оказалось вовсе не руководство ФКП и ее члены, а католики и творческая интеллигенция, еще вчера отстаивавшая интересы крупной и мелкой буржуазии.
Еще в период Сопротивления Маркс приобретает большую популярность во Франции среди таких религиозных мыслителей, как Л. Шоммерхаузен, Ж. Котье, Ж-И. Кальве и П. Бижо. Последний в 1945 году публикует книгу, название которой становится лейтмотивом для дискуссий о гуманизме – «Марксизм и гуманизм».
В том же году появляется «Гуманизм Карла Маркса в действии» Люка Шоммерхаузена, а двумя годами позже брошюра Эмиля Бааса «Марксистский гуманизм: критический анализ» (L’humanisme marxiste, Essai d’analyse critique). В указанных выше работах понятие отчуждения, которое занимает центральное место в текстах раннего Маркса, рассматривается в качестве отражения греховной сущности человека. Идея социальной справедливости здесь выступает в качестве программы по обретению подлинной свободы человека.
Другим местом притяжения идей молодого Маркса стал экзистенциальный марксизм. В работах Ж-П. Сартра «Об экзистенциализме, разъяснения» (1944), «Экзистенциализм – это гуманизм» (1945), а также «Материализм и революция» (1946) предпринимается попытка согласования экзистенциализма и марксизма.
В указанных выше текстах Сартр заявляет о том, что его экзистенциализм является подлинной философией освобождения. Он категорически отрицает сведение марксизма к диалектическому и историческому материализму, говоря о том, что материализм лишает человека его субъективности, утверждая каузальную и метафизическую первичность материи. Согласно Сартру, освобождение человека возможно только, как реальное и действительное освобождение индивида (через самосознание себя) как «исторической личности».
В 1950-х гг. марксистский гуманизм трансформируется из маргинального течения французских левых интеллектуалов. Этот этап можно условно обозначить в качестве научного гуманизма. Основная цель научного гуманизма - создание концепции целостной личности. Ключевую роль в процессе институализации этой темы сыграла книга одного из авторитетнейших на тот момент представителей французских коммунистов Р. Гароди «Марксистский гуманизм: пять полемических очерков» (1957). Данная работа представляет собой важный водораздел в развитии марксистского гуманизма. В ней Гароди последовательно полемизирует как с представителями христианского социализма, выступая против рассмотрения темы отчуждения в терминах христианской философии (Бижо) и идеалистического понимания природы и материи (Кальве), так и с представителями экзистенциального марксизма (Сартр).
3 Гуманистические тенденции марксистской философии в идеологии партии Китая
Сегодня официальной идеологией Коммунистической партии Китая и, соответственно, возглавляемой ею Китайской Народной Республики считается марксизм. Его основные идеи в значительной мере отвечали не только насущным проблемам китайской жизни, но и традиционному менталитету. Во-первых, это идея коммунистического бесклассового общества, соотносимая с вековыми чаяниями крестьян; вспомним движение за создание Государства всеобщего равенства, Тайпинго, на основе христианского вероучения в середине XIX в. Во-вторых, признание материальности мира, его вечного движения: формы научного мировоззрения, способного быстро вывести китайцев из феодального средневековья и гарантировать успешное построение коммунистического общества. Научная основа современной онтологии и социологии в виде концепций диалектического и исторического материализма, подкрепленных научно-философской методологией, в начале XX в. действительно представляла собой передовую идеологию, а социально-экономические и политические успехи СССР доказывали её практическую эффективность .
Заключение
На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы. Марксизм - система взглядов, идей, идеология, теория, научное мировоззрение. Это учение одновременно философское (диалектический и исторический материализм), экономическое (марксистская политическая экономия капитализма) и политическое (о классовой борьбе, неизбежности революции, о роли пролетариата в уничтожении частной собственности на средства производства и капитализма, об учреждении общественной собственности и построении на её основе коммунистического общества, главной задачей которого будет всестороннее развитие личности каждого человека, каждого члена общества).
Показать больше