Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Гайто Ивнович Газданов является одним из выдающихся русских литераторов. Родился он 23-го ноября в городе Санкт-Петербурге в довольно обеспеченной семье осетинского происхождения, которая совершенно ассимилировалась и представляла собой типичную русскую семью, Гайто, или же Георгий, как он себя называл, даже не знал осетинского, всю жизнь говорил на русском, как родном языке.
В юношестве, в 1919-том году, Газданов вступает в белогвардейскую часть Врангеля и отправляется воевать в Крым. Во время отхода белогвардейской армии из Крыма, Георгий Иванович отправляется в Константинополь, куда бежали многие части армии Врангеля и огромное количество иных белоэмигрантов. На какое-то время Газданов останавливается в Константинополе, где пишет свой первый рассказ – «Гостиница грядущего», а далее переселяется в Париж.
Весной 1932-го года под Георгий Газданов вступает в масонскую ложу «Северная звезда», а в 1961-м становится её главным мастером. В начале тридцатых годов он начинает публиковать свои произведения. Первый вышедший роман «Вечер у Клэр» делает его признанным выстраивает вокруг него образ талантливого писателя, который печатается в журналах в одном ряду с такими светочами русской литературы как Мережковский, Бунин и Набоков.
Нацистскую оккупацию Франции Газдаев благополучно переживает, но ничего выдающегося не пишет, однако сразу же после окончания войны, он выпускает книгу «Возвращение Будды», имеющую невероятный успех у читателя, эта публикация приносит Георгию Ивановичу большую славу и приличный капитал.
Георгий Иванович умирает от рака лёгких 5-го декабря 1971-го года в Мюнхене. Его хоронят на русском кладбище под Парижем.
Гайто Газданов в контексте европейской традиции
Многие эмигрантские писатели и исследователи сходятся во мнении, что творчество Газдаева неследует традиции Марселя Пруста, а в современных академических кругах его часто сравнивают с Набоковым, Камю, Сартром или Гессе.
Действительно, следует признать эклектичный стиль писателя, его способность впитывать самое интересные, выборочные техники и особенности классиков западной и русской литературы.
В его литературе присутствует дух незримого мистического полусна, лирического визионерства, он буквально находится на краю иррациональности.
Газданов сформулировал свое кредо еще в «Заметках об Эдгаре По, Гоголе и Мопассане» (1929), где заметил, что искусство делится на «популярное» и «истинное», по сути являющееся «искусством фантастическим», требующим обострения способностей духовного зрения, свойственного как любимым им писателям – Э.А. По, Гоголю, Мопассану, так и ему самому, «свято верившему в “значительность иррационального начала в искусстве” и не сомневавшемуся в его мистической сущности».
Показательно, что каждый лирический герой Газданова является глубоко и духовно мистиком, видящим мир в красках полугаллюцинагенного, пульсирующего священного цвета. Персонажи Газданова переводят активно видят трансцендентные и сакральные образы в мире, стремятся перенести ощущение материальной реальности внутрь себя для полной их деконструкции и понятия через призму вечного, духовного, ощутить внутренний голос бытия.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Струве Г. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. – 3 изд. – Париж; М., 1996.
2. Статья Ю.В. Бабичева – Гайто Газданов и творческие искания Серебряного века. 2002г.
3. Семёнова С.Г. Экзистенциальное сознание в прозе русского зарубежья 1920–1930-х годов: Поэтика – Видение мира – Философия. М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 2001
4. Красавченко Т.Н. – Газданов в современном российском литературоведении
5. Газданов Г. Собрание сочинений в 3 т. М.: Согласие, 1996.
6. Газданов Г. Заметки об Эдгаре По, Гоголе и Мопассане / Подготовка текста и примечания М. А. Васильевой // Литературное обозрение. 1994.