Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Понятие «прокуратура» имеет латинское происхождение, что значит – забота, предотвращение и обеспечение. Впервые подобный орган, как прокуратура, была создана во Франции в 1302 году как орган, который представлял интересы правителя, т.е. монарха. Прокурор считался «глазами» правителя, при помощи которых он мог осуществлять контроль за всем механизмом государства.
В России прокуратура осуществляет надзор за выполнением законов органами, которые осуществляют деятельность оперативно-розыскного характера, дознание и следствие, надзор за выполнением законов судебными приставами.
Прокурорский надзор за единообразным и точным исполнением законов в РФ признается одной из независимых форм деятельности государства, которая обеспечивает успешную реализацию задач, связанных с укреплением правопорядка и законности в стране, а также осуществление принципов социальной справедливости. Следует отметить, что прокурорский надзор является одной из самых гарантий по охране прав и законных интересов граждан.
Прокуратура занимает отдельное место среди государственных органов РФ, так как не относится ни к одной ветви власти: ни к судебной, ни к законодательной, ни к исполнительной. Она выступает в качестве самостоятельного, независимого правоохранительного органа, который обеспечивает соблюдение законности на всей территории государства.
Цель данной работы – комплексное исследование особенностей конституционного статуса прокуратуры РФ, порядка ее формирования и деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами РФ.
1. Место прокуратуры в системе государственных органов РФ. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ
Вопрос о месте прокурорских органов в механизме государства на протяжении всех современном истории и практики строительства правового государства обладает четко выраженным дискуссионным характером. Это обстоятельство обуславливается недостаточно ясным определением конституционного правового положения прокуратуры.
Единственная статья, которая ей посвящена, находится в разделе «Судебная власть и прокуратура» (ст. 129 Конституция РФ) и содержит лишь общие положения, которые касаются структуры данного органа, процедуры назначения на должность и освобождения от занимаемой должности генерального прокурора, в том числе назначения нижестоящих прокуроров.
Основной характерной чертой Прокуратуры РФ от прокурорских органов развитых государства является ее функциональное предназначение. В РФ прокуратура была сформирована для того, чтобы осуществлять общий надзор за состоянием законности, в то время как в европейских странах - для того, чтобы осуществлять уголовное преследование. Это отличие характерно российской прокуратуре в течение продолжительного исторического периода.
По итогам современной дискуссии среди исследователей о государственно-правовом месте прокурорских органов, разброс мнений значительный – от отнесения ее к конкретной ветви государственной власти вплоть до отрицания ее государственного характера. Подобная неопределенность статуса органов прокуратуры вносит нестабильность в процедуру осуществления возложенной на нее компетенции, снижает эффективность защиты прав субъектов, пресечения и предупреждения правонарушений.
В научной среде можно встретить точки зрения об отнесении (либо целесообразности отнесения) прокурорских органов к законодательной, исполнительной либо судебной ветви власти государства.
По нашему мнению, прокуратура выступает в качестве независимого государственно-правового института, и ее нельзя отнести ни к одной ветви власти.
В отношении судебной власти Конституция РФ регламентирует, что она подлежит реализации в форме правосудия, которое осуществляется исключительно судом путем конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства (ч. 1 ст. 11, ч. 1 и 2 ст. 118 Конституции РФ). По этой причине ни прокуратура, ни другие органы государства, помимо судов, не вправе осуществлять судебную власть.
Некоторые авторитетные исследователи, наравне с общепризнанными в науке тремя ветвями государственной власти, считают, что следует выделить контрольную власть и отнести к ней прокурорские органы. Некоторые ученые считают, что прокуратура является самостоятельной ветвью власти государства, которая дополняет триаду властей и дает возможность иным властным органам функционировать согласованно и слаженно.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Научная и учебная литература:
1. Аушев М. А. Принципы организации и деятельности прокуратуры // Журнал «Modern science». – 2020. - № 6. – С.213-214
2. Гильмутдинов А.В., Суфянова Е.З. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти // Журнал «Colloquium-Journal». - 2019. - № 5-6 (29). - С. 9-10.
3. Гомза В.С., Чекмарёв Г.Ф. Место и роль прокуратуры в механизме современного Российского государства // Экономика и право в современном мире: теория, практика и методика их изучения. Сборник научных статей. - 2019. - С. 112-117.
4. Гриненко, А. В. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / А. В. Гриненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 281 с.
5. Деменкова Е. В. Прокуратура в системе органов государственной власти // Журнал «Государство и право в XXI веке». – 2018. – С. 62
6. Иващенко М. А. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти [Текст] / М. А. Иващенко // Молодой ученый. — 2018. — №8. — С. 675-677.
7. Ооржак Д.Р. Принципы организации и деятельности прокуратуры // Журнал «Экономика и социум». - 2020. - № 3 (70). - С. 442-446.
8. Прокурорский надзор. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / О. С. Капинус [и др.] ; под общ. ред. О. С. Капинус. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 198 с.
9. Прокурорский надзор. Общая часть: учебник для вузов / О. С. Капинус [и др.] ; под общей редакцией О. С. Капинус ; под научной редакцией А. Ю. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 231 с.
10. Прокурорский надзор: учебник и практикум для вузов / В. К. Бобров. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 224 с.
11. Трусов Н.С. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ // Журнал «Modern Science». - 2019. - № 4-2. - С. 300-302.
12. Ястребов В. Б. Прокурорский надзор: учебник. М., 2005. С. 81–82.