Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Говорить о «византийском искусстве» немного проблематично, поскольку Византийская империя и ее искусство существовали более тысячи лет и проникали в географические регионы, далекие от ее столицы в Константинополе. Таким образом, византийское искусство включает произведения, созданные с четвертого по пятнадцатый век и охватывающие части итальянского полуострова, восточную окраину славянского мира, Ближний Восток и Северную Африку. Известно, что византизм хранит наследие христианства около десяти веков. Архитектура, манускрипты, скульптура и искусство того периода были просто потрясающими.
В 330 году нашей эры первый христианский правитель Римской империи Константин Великий (годы правления 306–337) перенес древнюю имперскую столицу из Рима в город Византий, расположенный на самой восточной территории европейского континента, на крупный перекресток торговли Восток-Запад.
Император переименовал этот древний портовый город в Константинополь («город Константина») в свою честь, его также называли «Новым Римом» из-за нового статуса города как политической столицы Римской империи. Стиль, характерный для византийского искусства, был почти полностью связан с религиозным выражением; особенно с переводом церковного богословия в художественные термины. Византийская архитектура и живопись (в византийскую эпоху создавалась небольшая скульптура) оставались едиными и анонимными и развивались в рамках жесткой традиции. Результатом стала изысканность стиля, редко встречающаяся в западном искусстве.
1. Начало Византии
Первый золотой век империи, ранневизантийский период, продолжается от основания новой столицы до 700-х гг. Христианство заменило богов древности в качестве официальной религии культурно и религиозно разнообразного государства в конце 300-х годов.
Практика христианского монашества развилась в четвертом веке и продолжала оставаться важной частью византийской веры, распространяясь из Египта во все части империи.
В ранневизантийский период образованная элита Византии использовала римское право, а также греческую и римскую культуру для поддержания высокоорганизованного правительства, сосредоточенного на дворе и его больших городах. В последующие десятилетия упадок городов и вторжение германских племен на западные территории империи, особенно в пятом веке, привели к уменьшению западных центров, включая Рим, разграбленный в 410 г. готами и в 455 г. вандалами. «Несмотря на территориальные приобретения императора Юстиниана I в шестом веке, многие итальянские провинции империи были захвачены лангобардами в конце 500-х годов. В 600-х годах персидские и арабские вторжения опустошили большую часть восточных территорий Византии» .
Художественные традиции богатого государства распространились по всей империи, включая самые южные провинции Египта и Северной Африки, которые оставались под контролем Византии вплоть до арабского завоевания региона в VII веке. Разработка кодекса или переплетенной рукописи, заменившая древний свиток, ознаменовала собой крупное нововведение в эти первые века. Ряд роскошных иллюстрированных ранневизантийских рукописей сохранился с четвертого по шестой век, в том числе Ветхий и Новый Заветы, издания Энеиды Вергилия и Илиады Гомера, а также медицинские трактаты.
В переносном искусстве серебряные сосуды и предметы интерьера, как для светского, так и для церковного использования, сохранились в значительном количестве в первые века, как и предметы из слоновой кости, бивень слона. Неординарные произведения были также созданы в стекле как для светской, так и для религиозной аудитории, а также в утилитарных и неутилитарных целях.
В течение ранневизантийского периода производство круглой скульптуры сократилось, что ознаменовало собой переход от древних традиций скульптуры портретных бюстов и статуй в полный рост к памяти гражданских и религиозных деятелей. Рельефная резьба в различных техниках и двухмерное искусство живописи и мозаики были чрезвычайно популярны как в светском, так и в религиозном искусстве.
«Несколько ярких образцов светской архитектуры сохранились с тех ранних веков, в том числе остатки атриума в Большом дворце в Константинополе, украшенные богатой мозаичной программой, представляющей повседневную жизнь и богатства империи. Также от столицы сохранились остатки двух аристократических домов, дворцов Антиоха и Лавсоса» . Другие великие древние города империи, в том числе Антиохия и Эфес, также сохранили остатки этой светской строительной традиции. Для церковной архитектуры в ранневизантийский период купольные церкви, наиболее важной из которых является Константинопольская церковь Святой Софии., и другие куполообразные священные здания стали появляться в большем количестве наряду с традиционными базиликами, впервые увиденными в крупных церквях, спонсируемых императором Константином I в начале четвертого века. В 700-х и начале 800-х годов бушевали иконоборческие споры по поводу правильного использования религиозных изображений, что привело к уничтожению икон во всех средствах массовой информации, особенно в столице Константинополе.
Разрешение иконоборческого спора в пользу использования икон положило начало второму расцвету империи, средневизантийскому периоду (843–1204). Греческий язык стал официальным языком византийского государства и церкви, а христианство распространилось из Константинополя по славянским землям на север. Усилия по возвращению восточных территорий, потерянных арабскими армиями в седьмом веке, включая Сирию и Крит, в начале этого периода увенчались некоторым успехом. Искусство и архитектура процветали в средневизантийский период благодаря растущему богатству империи и широкой базе состоятельных покровителей. Апогея достигло рукописное, работы по перегородчатой эмали и резьба по камню и слоновой кости. Интенсивное возрождение интереса к классическим формам искусства и древней литературе отражало непрерывную и активную связь Византии со своим древним прошлым на протяжении всей долгой истории империи.
2. Византийское искусство 6 века
В ранневизантийский период император Юстиниан I запустил амбициозную программу строительства святых мест для восстановления славы Римской империи.
Император Юстиниан I посвятил большую часть своего правления (527–565 гг. Н. Э.) Отвоеванию Италии, Северной Африки и Испании. Во время своего правления он стремился возродить величие империи и отвоевать утраченную западную половину исторической Римской империи. Эта попытка реставрации включала амбициозную программу строительства в Константинополе и других частях империи и является самым значительным архитектурным достижением одного человека в истории.
«Церковь Сан-Витале имеет большое значение в византийском искусстве, так как это единственная крупная церковь периода восточного императора Юстиниана I, сохранившаяся практически нетронутой до наших дней. В то время как большая часть Италии находилась под властью западного императора, Равенна перешла под власть Юстиниана I в 540 году» .
Церковь была начата епископом Экклезиусом в 527 году, когда Равенна находилась под властью остготов, и завершена двадцать седьмым епископом Равенны Максимианом в 546 году во время византийского экзархата Равенны. Архитектор или архитекторы церкви неизвестны.
Строительство церкви спонсировал греческий банкир Юлий Аргентариус, а окончательная стоимость составила 26 000 солидов (золотых монет). Церковь имеет восьмиугольный план и сочетает в себе римские элементы (купол, форма дверных проемов, ступенчатые башни) с византийскими элементами (многоугольная апсида, капители, узкие кирпичи). Церковь наиболее известна богатством византийских мозаик — они самые большие и лучше всего сохранившиеся мозаики за пределами Константинополя.
На боковых стенах, по углам, рядом со многостворчатыми окнами расположены мозаики с изображением четырех евангелистов, одетых в белое под их символами (ангел, лев, вол и орел). Ребристый свод пресвитерия богато украшен мозаичными гирляндами из листьев, плодов и цветов, которые сходятся на венце, окружающем Агнца Божия.
Корону поддерживают четыре ангела, и каждая поверхность покрыта множеством цветов, звезд, птиц и животных, особенно павлинов. Над аркой с обеих сторон два ангела держат диск. Рядом с ними изображения городов Иерусалима и Вифлеема. Эти два города символизируют человеческий род.
Церковь Святых Сергия и Вакха (527–536), известная сегодня как Малая Святая София, вероятно, была образцом для настоящей Святой Софии. В то время он был признан украшением всего Константинополя.
Во время правления дяди Юстиниана Юстина I будущий император столкнулся с обвинениями в заговоре против нынешнего императора и был за это убит. Однако говорят, что святые Сергий и Вакх вмешались и поручились Юстину, что его племянник невиновен. После восстановления своего титула Юстиниан поручил Исидору Милетскому и Анфимию Тралльскому построить церковь в знак благодарения. Когда церковь была построена, она делила притвор, атриум и пропилеи с другой церковью. Он стал одним из самых важных религиозных сооружений в Константинополе.
В ранневизантийский период были установлены строгие правила изготовления икон. Иконопись, в отличие от других видов живописи, возникла в ранневизантийский период как средство религиозного благочестия. Напротив, раннее христианское искусство больше полагалось на аллегорию и символизм. Например, в более раннем искусстве мог быть изображен ягненок или рыба, а не Христос в человеческом обличье.
Вскоре религиозные деятели стали изображаться в человеческом обличии, чтобы подчеркнуть их человечность, а также их духовность. Хотя этот вопрос обсуждался и оспаривался в более поздний иконоборческий период, какое-то время изображения святых на иконах процветали. После принятия христианства как единственно допустимой римской государственной религии при Феодосии I христианское искусство стало меняться не только по качеству и сложности, но и по характеру. Стали появляться изображения мучеников и их подвигов, и ранние писатели отмечали их реалистичность. Круглых статуй избегали, поскольку они слишком близки к основному художественному фокусу языческих культовых практик, поскольку они продолжали быть (за некоторыми небольшими исключениями) на протяжении всей истории восточного христианства. Иконы носили скорее религиозный, чем эстетический характер. Считалось, что они проявляют уникальное присутствие изображаемой фигуры посредством сходства с этой фигурой, поддерживаемой тщательно поддерживаемыми канонами изображения. Таким образом, для художественной лицензии остается очень мало места. Почти каждый аспект предмета имеет символический аспект. У Христа, святых и ангелов есть нимбы. Ангелы, как и некоторые изображения Святой Троицы, имеют крылья, потому что являются вестниками. Фигуры имеют постоянный внешний вид лица, обладают личными для них атрибутами и используют несколько обычных поз.
Заключение
Византийское искусство — это искусство, созданное в Византийской империи в период с 330 по 1453 год нашей эры. Программа церковного строительства Юстиниана была призвана помочь императору в его миссии религиозного объединения и прославления Римской империи.
Рим, оккупированный вестготами в 410 г., был снова разграблен вандалами в 455 г., а к концу века Теодорих Великий установил в Италии господство остготов. Однако в шестом веке император Юстиниан (годы правления 527-65) восстановил имперский порядок из Константинополя, приняв остготскую столицу Равенну (Италия) в качестве своего западного административного центра. Юстиниан был превосходным организатором и одним из самых замечательных меценатов в истории искусства. Он строил и перестраивал в огромных масштабах по всей Империи: его величайшее творение — церковь Святой Софии.
Собор Святой Софии был самым заметным из проектов Юстиниана, на протяжении веков интриговавшим ученых и архитекторов и влиявшим на проекты религиозной архитектуры, особенно мечетей. Поскольку христиане могли открыто исповедовать свою религию, стали популярны картины, изображающие истории мучеников. Византийские иконы следуют строгому кодексу символики, основанному на цвете и образах. Ранневизантийские иконы представляли собой деревянные доски, покрытые энкаустической краской. Иконы шестого века и ранее были невероятно реалистичны и иногда вызывали почитание предметов, а не того, кого они представляли. Это привело к запрету пятого века на изображение светских образов.
Показать больше