Фрагмент для ознакомления
2
Пигмалион (греч. миф.) является скульптором, презиравшим женщин, за что был наказан Афродитой . Пигмалион полюбил статую прекрасной девушки, которую сам же и создал. Любовь оказалась настолько сильной, что статуя ожила.
В одноименном произведении Бернарда Шоу мы видим в роли Пигмалиона профессора фонетики Генри Хиггинс. Генри обучает богатых женщин из США разговаривать правильно на английском. Хиггинс проявляет уверенность, что после полугода обучения уличная цветочница Элиза Дулиттл будет разговаривать на английском настолько хорошо, что ее беседы будут похожи на королевские. В данном споре принимает участие полковник Пикеринг, знаток индийских диалектов. Пари – это суть сюжета. Но пьеса показывает читателю другую проблему – что будет после того, как Элиза выиграет пари? Тогда для Элизы уже нужно будет покупать цветочный магазин (в который ранее она даже не могла устроиться работать). Теперь Элиза – человек, но ее не замечают, как делали раньше.
Изложите основные аргументы Дулиттла как критика буржуазной морали (во втором и в пятом акте). Сопоставьте его позицию с позицией Элизы.
С Элизой готовы считаться только по правилам буржуазной морали. Отец Элизы, А. Дулиттл, критикует эту мораль. Рассмотрим второй и пятый акт пьесы. Аргументы Дулиттла как критика буржуазной морали состоят в том, что он – «недостойный бедняк», который, при любой просьбе слышит ответ: «Тебе нельзя: ты – недостойный» . Альфред говорит, что буржуазная мораль – это «просто предлог, чтобы отказывать» ему во всем.
Кем является Альфред Дулиттл в «Пигмалионе»? Можно ли его назвать хитрым и наглым, нацеленным только на получение выгоды? На мой взгляд, логика Альфреда демонстрирует нам логику честного бедного человека. С одной стороны, он уверен в своих словах и действиях – об этом говорит реакция Пикеринга и Хиггинса на его слова. Дулиттл может отвечать и разговаривать «на равных», несмотря на то, что он и признает себя ниже по статусу. Он с уверенностью парирует нападки, когда ему говорят об отсутствии моральных ценностей – просто и честно отвечает, что, как бедный, может себе позволить их не иметь. Это человек с сильным духом. Он осознает, что ему нужно не меньше всего, чем богатому.
Почему такую важную роль в связи с образом Дулиттла играет матримониальная тема?
С образом Дулиттла связана и матримониальная тема. Дулиттл говорит о «раздостойной вдове, которая в одну неделю умудряется получать деньги от шести благотворительных обществ на похороны одного и того же мужа».
Как Дулиттл интерпретирует историю Элизы? Насколько он прав?
Заинтересован ли Дулиттл, отец Элизы, в благополучии своей дочери? Предполагается, что нет – его цель визита к Хиггинсу – получить деньги. Это еще раз подчеркивает актуальное для того времени отношение мужчин к своим женам и дочерям, если это было бедное сословие. И в этом, конечно, сейчас возникает вопрос: предполагается, что родители ответственны за своих детей. И насколько прав в этом смысле Дулиттл?
Объясните смысл сцены второго акта с участием Дулиттла. Как джентльмены оправдывают свое согласие на его предложение?
Хиггинс говорит о том, что Дулиттла можно обучить достойным манерам поведения всего за три месяца. Альфред – живой человек, адаптирующийся под условия и обстоятельства жизни. Он научился изворачиваться, чтобы просто выжить. Тем не менее, он никогда не возьмет сверх меры, у него есть свое представление о счастье.
Читатель видит это в ситуации, когда на предложение Хиггинса взять большую сумму денег Альфред дает отказ, поскольку понимает, что эта сумма не дает настоящей обеспеченности. Его спокойная уверенность в сегодняшнем дне основана на том, что Дулиттл совсем не имеет потребности быть «кем-то». Он уже стал тем, кем хотел. Дулиттл и есть тот самый Пигмалион для самой Элизы, поскольку она – повторение его незаурядности, естественности, оригинальности и самобытности. Это видят и оправдывают свое согласи джентльмены.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
История зарубежной литературы конца ХIХ — начала ХХ века (1871 —1917). — М.: Изд. МГУ, 1968.
Кун Н.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. — М.: Правда, 1987..
Шоу Б. Пигмалион//http://lingua.russianplanet.ru/library/bshow/pigmalion.htm (дата обращения 13.01.2023)