Фрагмент для ознакомления
2
Самостоятельность детей развивается не только и не столько в школе. В семье ребенок получает гораздо больше компетенций в сфере самостоятельности.
выборку Отношения с детьми должны строиться прежде всего на взаимопониманиии, доверии. Следует осуществлять контроль за поведением ребенка, не навязывая строгих правил. Излишней мягкости следует избегать, но и предьявлять к ребенку высокие требования не нужно. Ребенку следует уделять достаточное внимание, свободное время проводить со всей семьей, избегать ссор в присутствии ребенка. Ребенок должен всегда понимать, то что вы — понимате и принимаете его — таким, — какой он есть. Ребенок должен видеть в родителе опору и подержку, не бояться подойти и попросить помощи.Для того, чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, необходимо преодолеть:
- барьер занятостивы (постоянно заняты работой и домашними делами);
- барьер взрослости (вы не понимаете ребенка, не сочувствуете ему);
- барьер «дидактизма» (вы пытаетесь все время поучать).
Дети дошкольного возраста не должны предъявлять чрезмерных требований и ожидать немедленных результатов.
Родители дошкольников должны выражать свою терпимость и такт и ни в коем случае не сравнивать собственного ребенка с другими детьми. Родители должны аргументировать свои действия во взаимоотношениях с ребенком. Они так же не должны использовать императивный тон или фразы типа "потому что, я так решил!" или "я старше, а это значит, что мое решение более — правильное». Необходимо стремиться к постоянному поиску общего языка с ребенком, так как ребенок познает окружающий мир через своих родителей. Родители часто совершают ошибку, когда начинают оценивать личность ребенка, а не его действия. Не нужно говорить своему ребенку: "Ты плохой." Лучше сказать: "Ты не поступил правильно."И если вы осуждаете своего ребенка, то вы осуждаете его действия, а не личность. В этом случае ребенку намного легче оценить ситуацию, и самооценка не пострадает.Важно помнить, что дети дошкольного возраставо спринимают этот мир с любовью. Поэтому, иногда любая небольшая поддержка и слова благодарности, рассказанные детям своевременно, помогут им избежать больших проблем в будущем. Дети всегда должны чувствовать и знать, что родители любят его одинаково при любых обстоятельствах. Рекомендации родителям по воспитанию и развитию самостоятельности у детей дошкольного возраста различаются в зависимости от возрастных стадий.
Необходимо помнить, что не стоит делать за ребенка все то, что он может сделать сам. Так, к примеру, если ребенок уже научился пить из кружки, не нужно пытаться ему в этом помочь, или же если ребенок научился самостоятельно кушать, необходимо давать ребенку пытаться, приобрести бесценный опыт. Порой, родители допускают ошибку в — том, что не дают ребенку самостоятельно пить из кружки, аргументируя это тем, что разольет все на пол, или же самостоятельно кушать, ведь быстрее накормить самому и чище. Однако, к сожалению, необходимо понимать, то таким образом вы блокируете самостоятельность в ребенке, мешаете его развитию.
Ребенку необходимо и нужно помогать, безусловно, но тольков том случае, если ребенок сам попросит помочь ему. Так, если ребенок понимает, что он справляется с той или иной деятельностью, нужно дать возможность ребенку быть самостоятельным. Конечно же, врослые найдут быстрее решение той или иной проблемы, но важно, чтобы ребенок попробовал сам, перебрал различные варианты и нашел верное решение. Особенно важно научить ребенка тому, что даже маленькое открытие, это уде достижение.
В то же время родители должны проявлять бдительность в тех случаях, когда самостоятельная деятельность ребенка может представлять для них и непосредственно самого ребенка опасность. Если такая ситуация возникла,необходимо вмешательство и помощь родителей, дажее сли ребенок в этом не нуждается. Все стремление ребенка к самостоятельности необходимо поддерживать. В раннем возрасте ребенок очень часто повторяет«Я сам!». Очень важно не мешать этим усилиям (разумеется, в разумных пределах) и стараться побуждать их действовать самостоятельно. Частая ошибка родителей заключается в том, что они реагируют на неудачи ребенка, с его попытки, без некого понимания. Родитель берет все в своим руки, переделывает работу, говоря ребенку «я все сделаю сам», «я сделаю лучше», «не мешай», «иди поиграй лучше» и т.д. Наоборот, необходимо давать ребенку возможность пробовать самому что-либо сделать собственными руками, где если не дома ребенок получит этот опыт. Если вы наблюдаете, как ребенок интересуется мытьем полов, или хочет пропылесосить вместе с вами, нужно дать ему эту возможность. Такие действия порождают в ребенке самостоятельность, ответственность, трудолюбие. Здесь дело не в результате, а именно в процессе, желании ребенка самостяотельно поучаствовать во «взрослом деле».
Всегда поддерживайте и одобряйте действия вашего ребенка.Одобрение необходимо ребенку, если у него что-то не получилось, чтобы ребенок в дальнейшем не опустил руки, ведь взрослый человек может найти самые верные слова к сердцу ребенка. Если говорить о дошкольном возрасте, то уже необходимо дать ребенку возможность принять самостоятельное решение. Например, то, что он носит сегодня. Но не забывайте, что ребенок должен выслушать ваше мнение, нужно помочь ему с выбором. Это можно сделать, объяснив определенные причины, по которым необходимо выбрать определенный наряд. Например, холодно, на улице, поэтому нужно носить зимние вещи, и ребенок может самостоятельно выбрать вещи, которые ему больше нравятся. В этом возрасте уже можно начать делать покупки с ребенком и помочь ему в выборе. Непосредственно в возрасте до 7 лет очень важно приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех членов семьи,существуют определенные правила и нормы поведения. Они должны придерживаться их. Это, скорее всего, самая важная задача в воспитании детей. Для развития самостоятельности необходимо сформулировать ребенку постоянную задачу, соответствующую возрасту. Возможности ребенка, конечно, недостаточно велики, но такие задачи будут способствовать самостоятельности и инициативности ребенка.
Ребенок в полне способен убрать, например, свой уголок с игрушками. Он также может помогать в сервировке стола (разложить салфетки, столовые приборы, положить хлеб и т. д.), помогать в уходе за домашними животными и т. д.
Параллельно с этим родители не должны возложить на ребенка неприятности. Иногда стоит позволить ему справиться с негативными последствиями их действий или бездействий. Воспитание и развитие самостоятельности предполагает формирование способности ребенка находить себе то или иное занятие, игру. Следует помнить, что ребенок должен какое-то время что-то делать сам, поэтому нужно постараться дать ему такую возможность.
Еще одна ошибка родителей - полное прекращение поддержки действий ребенка. Родители должны понимать, что желание сделать все для ребенка причинит ему большой вред и лишит его независимости.
Ни в коем будет случае нельзя подавлять у детей порывы к самостоятельному выполнению какой-то работы, это может к негативизму, сожалению упрямству, а также к проявлениям упрямства и воли. Подавление независимости детей может оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка. Поэтому важно любить детей, поддерживать их и поощрять к самостоятельной работе.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамов, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие / Г.С. Абрамова. – М.: Академ. Проект, 2019. – 704 с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 1992.
3. Баранцева О.И. Внеурочная деятельность – инструмент развития творческой личности // Журнал « Начальная школа», 2019, № 6.
4. Бодрова И. В. Развитие самостоятельности у младших школьников // Начальная школа, 2018. № 8.
5. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 2000 г.
6. Валлон А.Психическое развитие ребенка. – СПб. и др.: Питер, 2021.
7. Гаврилычева Г. Воспитание самостоятельности // Воспитание школьников. 2018. № 6.
8. Григорович Л.А. Педагогика и психология. – М., 2019.
9. Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка. – М.: 2005. т. 11.
10. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. – М., Просвещение, 2018. – 290 с.
11. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. – М.: Посвет 2022. – 73с.
12. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии – М.: Просвещение 1980. – 214 с.
13. Корчемлюк О.М. Особенности организации внеурочной деятельности в ОС « Школа 2100» в соответствии с требованиями ФГОС/ Журнал Начальная школа плюс до и после, 2018, № 7.
14. Макаренко А.С. Цель – воспитание/ А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 2005. – 353 с.
15. Макаров Е. Народная педагогика: воспитание самостоятельности // Воспитание школьников, 2015. – № 9.
16. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2019. 450 с. 52
17. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. – М., 1985 г.
18. Максакова В. И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 2021.
19. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся. – Начальное образование. 2018.№ 4. – С. 28.
20. Пакулина С. А. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельной работы младших школьников//Начальная школа, 2019. №3.
21. Педагогическая энциклопедия слов гл. ред. Б.М. Бим-Бад, ред. кол. М.М. Безрукий, В.А. Болотов и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528с.
22. Пидкасистый. П.И. Горячев. Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. - М., 1991. – 173с.
23. Пидкасистый. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М., 1980. – 124с.
24. Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская// Пачатковая школа. – 2018. – №8. – С.63 – 66
25. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общиеосновы. Процесс обучения. – 576с
26. Провоторова В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности// Журнал « Начальная школа», 2021, №1.
27. Раев А.И. Избранные труды по педагогической психологии: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, Спб. 2016- 410 с.
28. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2021. № 6.
29. Ремизова Н.В. Познавательная самостоятельность и ее развитие у учащихся начальных классов// Журнал « Начальная школа», 2021, № 11.
30. М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020.
31. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996.
32. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2018. – 257 с.
33. Слободчиков В. И. Актуальные проблемы педагогики и психологии развития / В.И. Слободчиков. – М.: Просвещение, 2018. - 333 с
34. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений В.А. Слатенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 576 с.
35. Степанов, П.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. организаций. / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2019. – 127 с
36. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 544с.
37. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – М.: Академия, 2000. – 360 с.
38. Трофимова, Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника [Текст] / Н.М. Трофимова. – СПб., 2017. - 266с.
39. Урумбасарова, Э. А. Проблема нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки [Текст]/Э.А. Урумбасарова. – Алмата, 2019.- 364 с.
40. Филонова, Г.Н. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника [Текст] / Г.Н. Филонова. – Москва, 2018.-382с.
41. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя [Текст] / Л.М. Фридман. – Москва, 2021. – 173с.
42. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн.: Университетское, 2000. – 560 с. 54
43. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: пособие для клас. Руководителей [Текст] / И.Ф. Харламов. – Москва, 2017. – 415с.
44. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания // Классный руководитель. 2021. № 3.
45. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников – М.: 1992. – 195с
46. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
47. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2019. – № 4.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2- е изд. – М.: Просвещение, 2013.
49. http://pikulizkaya72.ucoz.ru/load/vneurochnaja_dejatelnost/programma_po_vne urochnoj_dejatelnosti/shkola_obshhenija/20-1-0-26 (дата обращения: 17.08.2022)
50. http://nacklass.ucoz.ru/index/vneurochnaja_dejatelnost/0-10 (дата обращения; 25.08.2022)