Фрагмент для ознакомления
2
Вступление. Сегодня очевидна необходимость определенных изменений в преподавании школьных дисциплин, в том числе русского языка. В ответ на вызовы времени методическое сообщество обсуждают новые педагогические технологии, во время урока исследуют и пробуют в собственной практике активные формы, методы и приемы, позволяющие учащимся активизировать учебу, повысить мотивацию к получению знаний, принять дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Одним из инновационных и малоизученных способов организации проблемного обучения является кейс-технология. Суть этого метода заключается в понимании, критическом анализе и решении конкретных проблем или ситуаций.
Кейс - это описание ситуации, которая возникает в конкретном условиях и включает в себя некоторые проблемы, требующие разрешения. Это инструмент, с помощью которого часть реальной жизни, практическая ситуация для обсуждения и предоставление обоснованного решения доводятся до обучающихся.
Основная часть. Изучение кейс-технологии как одного из способов повышения познавательной активности учащихся на уроках русского языка можно назвать вопросом социальной значимости. Такие исследователи, как Дубинина Г. А., Степанова И. М., Пахтусова Е.Э. занимались изучением кейс-технологии.
Есть несколько точек зрения на то, что такое кейс-технология. Рассмотрим некоторые из них. Например, Е.В. Ступина, А. Ю. Гумметова, используют кейс-технологию (метод) как эквивалент обучения действием. По их мнению, основная цель кейс-метода - формирование у учащихся компетенций по усвоению знаний в результате их самостоятельной работы, в результате чего формируются профессиональные навыки, умения, усвоение знаний и мыслительные способности [1].
А.М. Долгоруков рассматривает кейс-метод как инструмент, требующий наличия и использования теоретических задач для решения практических. Этот метод помогает учащимся научиться мыслить аналитически, адекватно оценивать свои силы, учиться работать в команде, находить рациональные решения возникающей проблемы [3].
Л. Н. Харченко считает: «суть кейс-технологии состоит в том, чтобы «упаковать» специально разработанные учебно-методические материалы в определенный набор кейсов и передать их учащимся» [2, с. 42]. Другими словами, кейс - это набор различных типов материалов, необходимых для выполнения определенной задачи.
Кейс- метод имеет широкий спектр задач и возможностей:
― приобретение и развитие новых знаний;
― развитие независимого критического и стратегического мышления учащихся, способности слушать и дискутировать, учитывать мнение других и отстаивать собственное;
― развитие навыков анализа сложных и неструктурированных проблем;
― развитие здравого смысла, ответственности за свои действия и решения;
― приобретение навыков в планировании собственной деятельности;
― развитие навыков групповой работы, межличностного общения;
― способность находить наиболее рациональное решение проблемы.
Если основными задачами, поставленными в классе, являются обучение навыкам критического мышления, навыкам самостоятельного принятия решений, то кейс-технология является идеальным средством обучения. Наиболее подходящими для использования кейс-технологий являются уроки русского языка и литературы, так как на этих уроках, работая с текстом, мы приводим детей к той или иной мысли.
Показать больше