Фрагмент для ознакомления
2
Греческое слово «стиль» нередко употреблялось в античности и в период средневековье метонимически в целях обозначения специфики письменной речи у отдельного автора. Именно в данном значении этот термин дошел до современного. При этом традиционно-каноническое определение (то есть стиль – это единство художественных приемов, свойственной для какого-либо отдельного произведения либо же для творчества писателя в целом, а также для целого литературного течения либо литературной эпохи) неизменно соседствует с концептуальным, при этом практически не противореча ему. Последнее звучит как «стиль – это эстетическое единство всех имеющихся образно-экспрессивных деталей формы произведения, которое соответствует его содержанию [4].
В первую очередь в стиле подразумеваются языковые особенности, некое своеобразие так называемого «почерка» писателя, а также экспрессивность художественно-выразительных средств.
Многочисленные литературные произведения являются разнообразными по своей природе, по своей манере написания, наконец, по исторической эпохе, в которой они были написаны. В связи с именно поэтому в литературе принято выделять разные творческие стили, методы направления. Тем не менее среди специалистов еще н сформировалось единой позиции относительно художественного стиля.
Таким образом, распространенность художественного стиля, наличие у него особых отличительных черт, а также неоднозначность позиций исследователей в отношении его – все это в совокупности делает рассмотрение темы «Общая характеристика художественного стиля» актуальным.
Целью данной работы – дать общую характеристику художественному стилю.
Задачи работы:
- рассмотреть спорные вопросы, вязанные с художественным стилем;
- выявить средства художественного стиля;
- проследить отличительные особенности художественного стиля.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
1. Художественный стиль: спорные вопросы
Сам по себе литературный язык являет собой особую систему разных функциональных стилей. При этом под функциональными стилями необходимо понимать структурно-функциональные варианты языка, отдельные дифференциальные разновидности языка, а также языковые подсистемы именно в стилистическом отношении с однородными словами, а также формами слов и синтаксическими моделями, которые обслуживают отдельную из сфер человеческой деятельности, а также выделяемые согласно с основными функциями языка. В сложившейся системе функциональных стилей в рамках литературного языка максимально четко прослеживаются контуры обиходно-разговорного (либо бытового разговорного), делового, научного, наконец, художественно-беллетристического стилей.
Художественный стиль от других функциональных стилей языка выделяется своей эстетической функцией. Следует в этом отношении указать, что именно эстетическая функция помогает художественный стиль противопоставить всем другим стилям, при том, как в художественном произведении выделять определенные словесные образы – то есть основные категории художественного текста.
В распоряжении того человека, который владеет литературным языком, имеется словно бы целый набор вариантов, при этом каждый из которых ориентирован для употребления в конкретной сфере жизни. В данном умении выбрать соответствующий случаю либо ситуации коммуникации вариант литературного языка, собственно, и заключается владение языком. По мнению Т.Г. Винокура, варианты литературного языка, обусловленные разными целями и сферами общения, носят название функциональных стилей языка [6].
Необходимо в этом случае указать, что в современной лингвистической науке встречается немало разных определений функционального стиля. В первую очередь, это объясняется многообразием подходов к обозначенному выше явлению. Так, например, под функциональным стилем В.В. Виноградов понимал сложившуюся исторически и осознанную социально систему речевых средств, применяемых в отдельной сфере общения людей [5].
У разных народов, а также в разные эпохи существования языка система функциональных стилей является различной. На современном этапе для подавляющего большинства литературных языков выделить можно такие стили: научный, обиходно- бытовой, официально-деловой, газетно-публицистический, а также художественный. Всем им противопоставлена стилистически разговорная речь, обычно выступающая в свойственной для нее устной форме. Под стилем принято понимать единство художественных приемов, которое характерно для отдельного произведения либо же всего творчества писателя, наконец, для целого литературного течения либо же даже литературной эпохи [6].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арнольд, И.В. Стилистика: учебник для вузов / И.В. Арнольд. – Москва: Флинта-Наука. 2017. – 586 с. – Текст: непосредственный.
2. Баранов, А.Г. Эмоциональная экспрессия – язык – текст / А.Г. Баранов. – Текст: непосредственный // Филология. – 1993. – № 1. – С. 8-14.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М Бахтин. – Москва: Искусство, 1999. – 428 с. – Текст: непосредственный.
4. Бэн, З. Стилистика и теория устной и письменной речи / З. Бэн. – Москва, 2016. – 312 с. – Текст: непосредственный.
5. Виноградов, В.В. О теории художественной речи // В.В. Виноградов. – Москва: Высшая школа, 1990. – 398 с. – Текст: непосредственный.
6. Винокур, Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц / Т.Г. Винокур. – Москва: Наука, 2010. – 288 с. – Текст: непосредственный.
7. Гальперин, И.Р. Речевые стили и стилистические средства языка / И.Р. Гальперин. – Текст: непосредственный // Вопросы языкознания. – 1984. – №4. – С. 32-38.
8. Грехнев, В.А. Словесный образ и литературное произведение / В.А. Грехнев. – Нижний Новгород, 2017. – 246 с. – Текст: непосредственный.
9. Ефимов, А.И. Стилистика русского речи / А.И. Ефимов. – Москва: МГУ, 1961. – 312 с. – Текст: непосредственный.
10. Иванов, Д.И. Проблема стиля и методологические стратегии М. М. Бахтина и А.Ф. Лосева / Д.И. Иванов, Д.Л. Лакербай. – Текст: непосредственный // Вестник Томского гос. Ун-та. – 2018. – Вып. 53. – С. 65-77.
11. Книгин, И.А. Словарь литературоведческих терминов / И.А. Книгин. – Саратов: Лицей, 2016. – 272 с. – Текст: непосредственный.
12. Матенов, Р.Б. Стиль художественной литературы в аспекте лингвистической и литературоведческой стилистики / Р.Б. Матенов // Молодой ученый. 2014. № 19 (78). С. 663-665. – URL: https://moluch.ru/archive/78/13582/ (дата обращения: 22.02.2023). – Текст: электронный.
13. Папакина, Л.П. Особенности художественного стиля в литературных текстах / Л.П. Папакина. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – Вып. 3. – С. 31-37.
14. Потебня, А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. – Москва: Мысль, 1999. – 464 с. – Текст: непосредственный.
15. Рожнова, Е.А. Художественный стиль и его особенности / Е.А. Рожнова // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2008. № 2 (9). С. 178-179. – URL: www.gramota.net/materials/1/2008/2-1/73.html (дата обращения: 22.02.2023). – Текст: электронный.
16. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – Москва: Высшая школа, 2014. – 598 с. – Текст: непосредственный.