Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Композиционное мышление ориентированно на то, чтобы передавать художественные образы, где особенности мышления (в общем смысле) оказывают влияние на решение данной задачи.
Сегодня понятие композиционного мышления не получило должного научного распространения. В связи с этим, нередко можно встретить использование иных родственных понятий, например, понятие творческого мышления, изобразительного мышления, художественно - образного мышления.
И всё-таки будем придерживаться мнению, что как раз композиционное мышление представляет собой разновидность творческого мышления, функционирует в каждом виде операций мышления - анализе, синтезе, сравнении, обобщении и т.п., содержит в себе наглядно-образное и абстрактно-теоретическое без преимущественного доминирования одного над иным. Это и позволяет выделить такой особый вид мышления каким является композиционный. Как раз в понятии композиционного мышления строго зафиксирована операционно-деятельностная сторона художественного мышления.
Философские аспекты понимания композиции были рассмотрены в произведениях Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, Леона Баттиста Альберти.
В наше время законы композиции подробно исследованы в научной деятельности: И. Е. Репина, Е. В. Шорохова, Н.Н. Волкова, Р.В. Паранюшкина, О.В. Чернышева, М. В. Алпатова, О. Л. Голубевой, Ф.В. Ковалева, Е. А. Кибрика, П. П. Чистякова, А. В. Свешникова.
Специфика композиционного мышления широко раскрывается в трудах ведущих психологов: Б.Г. Ананьева, В.П. Зинченко, О.Л. Никифоровой, И.С. Якиманской.
Изучение жанра «Натюрморт» раскрыли в своих работах: В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев, Н. М. Сокольникова, Э. И. Кубышкина, Т. Я Шпикалова, И.С. Болотина, В.В. Калмыкова.
Исследованием непрерывного обучения взрослых занимались: Б.Г. Ананьев, И.А. Коршунов, О.С. Гапонова, В.М. Пешкова, С.Г. Вершловский, М.Т. Громкова, С.И. Змеев, И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Л.Ю. Монахова.
Цель: рассмотреть модель развития композиционного мышления взрослых при выполнении натюрморта.
Задачи:
1. Раскрыть понятие композиционного мышления.
2. Выявить особенности развития композиционного мышления в процессе выполнения натюрморта.
3. Сделать вывод.
Методы исследования: методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение.
Практическая значимость: состоит в том, что материалы данного исследования можно использовать в лекциях и семинарах по психологии.
Структура исследования: введение, две главы, вывод, список использованной литературы. Список использованной литературы содержит перечень работ авторов из 7 наименований, размещенных в алфавитном порядке.
1. Понятие композиционного мышления
В психологии под мышлением понимается психический процесс отражения статичных закономерных качеств и отношений реальности, с помощью которого решаются познавательные проблемы, осуществляется систематическая ориентация в определенных ситуациях. А под мыслительной деятельностью понимается система мыслительных операций в целях решения конкретной задачи [4].
Процесс приспособления и образования правильной схемы ситуации происходит постепенно, причем применяются следующие механизмы построения схемы:
1. Ассимиляция. При ассимиляции построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации, но, напротив, субъект стремится все внешние изменения втиснуть в узкие и заданные рамки уже наличествующей схемы.
2. Аккомодация связывается с изменением готовой схемы при изменении ситуации.
В ходе решения задачи человеком применяются оба механизма, потому что до конкретного предела субъект старается применять старую схему, но затем изменяет ее, тем самым, выстроив иную, т.е. более правильную.
Когнитивная психология основным методом изучения мышления также сделала исследование процесса решения задач. Причем психологами выделились следующие виды знания:
1. Декларативное является знанием, которое индивид получает в процессе опыта, проще говоря – это знания о фактах и предметах.
2. Процедурное является знанием о процессе выполнения различных познавательных действий, нужные для решения проблем и которое применяется в ходе рассуждения и принятия решений, фактически являясь основой мышления [2].
А.Г. Маклаков приводит следующую классификацию видов мышления:
1) в зависимости от формы: наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое;
2) в зависимости от характера решаемых задач: теоретическое – практическое;
3) в зависимости от развернутости: дискурсивное – интуитивное
4) в зависимости от степени новизны: репродуктивное – продуктивное [3].
Выделяется четыре фазы мыслительного процесса:
Сначала происходит осознание проблемной ситуации. Эта фаза предварительного мыслительного процесса.
Далее происходит формулирование гипотезы. Эта фаза поиска вариантов решения.
На третьей фазе происходит проверка гипотез. На этой фае ум тщательно взвешивает все «за» и «против» своих гипотез и подвергает их тщательной проверке.
Показать больше