Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Медико-биологические эксперименты всегда были предметом рассмотрения с точки зрения этики. В один из периодов развития человечества их ограничивала религия как моральный регулятор, например, запрещала эксгумацию тел для исследования. В настоящий момент она не имеет такого влияния, это не значит, что медико-биологические эксперименты могут проходить без контроля и оценки со стороны этичности.
Важным вопросом в этом плане является вопрос о клонировании, которое с одной стороны может помочь в лечении многих заболеваний, с другой же стороны, ставит перед человеком нравственные вопросы, с которыми он ранее в историческом развитии еще не сталкивался.
Медико-биологические эксперименты и их философский анализ. Клонирование
Интенсивно развивающиеся биомедицинские технологии активно вторгаются в жизнь современного человека. Их применение растет год от года. Возникающие при этом многочисленные нравственные проблемы не находят ответа в рамках традиционной медицинской этики. Например, имеет ли человек право управлять и распоряжаться процессами жизни и смерти, в частности, это происходит в случае с использованием новых репродуктивных технологий, клонирования, эвтаназии.
К большому сожалению, развитие науки и технологий значительно опережает осмысление возможных социально-этических последствий их бесконтрольного применения.
В 1973 году профессор Л. Шетлз из Колумбийского университета в Нью-Йорке заявил, что оно готов произвести на свет первого «ребенка из пробирки», после чего последовали категорические запреты Ватикана и пресвитерианской церкви США. В 1977 году профессор зоологии Дж. Гердон клонировал лягушек. В 1981 году Шетлз получает три клонированных эмбриона человека, но приостанавливает их развитие. Но исследования по клонированию останавливаются под давлением общественности [2, 113].
Наука создает множество потенциальных возможностей. В свою очередь, эти возможности вмешательства в жизнь человека низводят человеческую личность до объекта, который подвергается различным вмешательствам извне. Здесь рождается парадоксальная ситуация.
С одной стороны, мы можем сказать, что взрослый дееспособный человек, несущий ответственность за свою жизнь и здоровье, имеет полное право принимать решения, касающиеся его здоровью: соглашаться ли на лечение или отказаться, рисковать ли своей жизнью, совершая какие-то поступки или занимаясь опасным спортом, человек даже имеет возможность распоряжаться своими органами для пересадки. С точки зрения морали речь здесь идет о проявлении его свободы воли, которая не должна ущемляться извне, если человек не наносит своими действиями вреда окружающим и подвергает воздействию только себя.
С другой стороны, когда мы говорим о клонировании, о создании не только отдельных клеточных материалов, а целого живого существа, очевидно, что оно не может до своего появления на свет дать согласие или запрет на медицинские операции. Здесь можно возразить, что процесс этот сродни рождению ребенка, который тоже появляется на свет без своей на то воли.
Но ребенок входит в общество как полноправный его член, чего пока нельзя сказать о возможных результатах экспериментов по клонированию. Рассматривается ли оно как метод создания новых полноценных членов общества, новых детей, созданных искусственно и имеющих те же права, что остальные? На данном этапе – скорее, нет. Клонирование рассматривается как возможность продления жизни человека, создание донорских тканей, которые будут служить для помощи тяжелобольным. Но возникает сложная моральная ситуация – допустимо ли не считать разумным существом существо, созданное при помощи клонирования, и без его воли распоряжаться его организмом [5, 65].
Заключение
На сегодняшний день эксперименты по клонированию человека запрещены (либо наложен мораторий) практически во всех развитых и развивающихся странах, кроме того существует специальная резолюция Совета безопасности ООН вводящая мораторий на любые эксперименты по клонированию человека и зародышей старше двухнедельного срока развития [1, 19].
Такое состояние вещей не обязательно сохранится навсегда, вполне вероятен такой путь, когда развитие науки позволит уже без сомнений воссоздать процесс развития эмбриона и обеспечить рождение полноценных детей в искусственных условиях. Тогда с новой остротой перед научным и всем человеческим сообществом встанут вопросы, ранее заявленные нами в работе.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Биомедицинская этика / под ред. В. И. Покровского. - М.: Медицина, 1997. - 223 с.
2. Виноградов А. И., Яшин А. Н. Философский анализ феномена биотехнологий в контексте религиозных и этико-правовых ценностей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки, № 2, 2021, с. 93-100.
3. Вишев И. В. Современная научная революция: переход от смертнической парадигмы к парадигме бессмертнической /\ Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, № 6 (106), 2008, с. 112-116.
4. Кашапов Ф. А. Философские основания биоэтики. - Челябинск, 2005. - 388 с.
5. Шишкин А. Е. Философия медицины: проблемы биоэтики // Гуманитарный вектор, № 4, 2019, с. 62-67.