Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Известно, что проблемой «смысла истории» люди в своей массе интересуются не всегда. Когда повседневные дела идут хорошо, для большинства этой проблемы не существует, ибо «нет времени думать о таких пустяках». Массовый и притом жуткий интерес к проблеме возникает там и тогда, где и когда разряжается социальный кризис, а существующие средства не указывают пути выхода из него.
Одной из предпосылок смысла истории является признание единства мировой истории. Другая предпосылка смысла истории – направленность исторического процесса.
Само по себе представление об историческом прогрессе способно решать проблему смысла истории, и в таком качестве идея прогресса в истории и утвердилась в европейской мысли Нового времени. Но прогресс может сочетаться и с целью, каковая в этом случае будет высшим, совершенным состоянием человечества, к которому ведет история – вершиной прогресса. Такое соединение целевого определения истории с представлением о прогрессе и происходило в большинстве теорий традиционной философии истории.
Основная часть исследования
Рассмотрение поставленной темы представляется наиболее глубоким и всесторонним путем выделения периодизации.
Античный период.
Античное историческое сознание, напротив, было чуждо восприятию прошлого как процесса развития. История мыслилась как совокупность событий и явлений, предшествующих современности во временной перспективе, однако принципиально не отличающихся одно от другого. Ситуации и происшествия, разделенные временем, представлялись подобными друг другу, а история выглядела как цепь воспроизводящихся однотипных событий. Для античного понимания истории – в равной степени и для греков, и для римлян – было характерно отношение к традиции, наследию предков как к благу. Любые преобразования и новации означали изменение существовавшего порядка вещей и в целом наделялись негативным смыслом. Задача историка заключалась в том, чтобы сохранить смысл повествований предшественников, оставляя за собой право исправлять в рамках этой концепции преемственности стиль и манеру их письма.
Допустимым новшеством считалось освещение событий и фактов, которые не затрагивались предшественниками, главным образом того, что случилось в течение жизни самого историка.
Существование во времени не воспринималось как динамический и линейный процесс: качественное состояние общества оценивалось как изначально заданное и неизменное, отмеченное циклическим повторением
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алферов А.А. Проблема смысла истории. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-philosophy-2020-6/9-alferov.pdf (дата обращения: 01.04.2023).
2. Античное историческое сознание и историописание. URL: https://studme.org/1263111327589/istoriya/antichnoe_istoricheskoe_soznanie_istoriopisanie (дата обращения: 01.04.2023).
3. Бобкова М.С. Как складывались представления о предмете и методе истории в западноевропейском обществе раннего нового времени? // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2008. № 12. С. 195-209.
4. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Смена поколений и смысл истории// Диалог поколений и культур в контексте глобализации: Материалы Международной конференции «Конфликт поколений в контексте информационной глобализации». СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. С. 46.
5. Гринин Л.Е. Теория, методология и философия истории: очерки развития исторической мысли от древности до середины XIX в.// Философия и общество. 2010. № 3. С. 163-199.
6. История исторической науки в эпоху Средневековья. URL: https://studfile.net/preview/2687211/page:5/ (дата обращения: 01.04.2023).
7. Леопа А.В. Смысл истории: различные подходы к проблеме. URL: https://vii.sfu-kras.ru/info/attachment/f31e3047f143d18ebbe70cf2b334b129e927636b-статья%20Леопа%201-1.pdf (дата обращения: 01.04.2023).
8. Панарин А.С. Философия истории / А.С.Панарин. – М.: «Гардарики», 1999. С. 132-142.
9. Простяков С.С. Неопротестантизм и проблема смысла истории// Социально-гуманитарные знания. 2009. № 3. С. 254-266.
10. Репина Л. П. История исторического знания: пособие для вузов. М.: Дрофа, 2006.— 288 с.
11. Рутенбург В. И. Истоки итальянского Возрождения// История Италии: в 3 т.– М.: Наука, 1970. Т. 1. С. 377.
12. Суриков И.Е. Замечания об исторической мысли и исторической науки в античности (Древняя Греция)// Античный мир и археология. 2017. № 18. С. 24-36.