Фрагмент для ознакомления
2
Слайд 1
Добрый день. Представляю Вашему вниманию доклад на тему «Коррекция личности детей».
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми, испытывающими затруднения в процессе обучения, в настоящее время, очень своевременна и актуальна. Проблемы связанные с этой деятельностью рассматривались еще в начале 20-го века такими известными педагогами и психологами как П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. П. Кащенко, П. О. Эфрусси и др.
Я. А. Коменский говорил о воспитании следующее: «Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым»
Как считают психологи и это доказано на практике, что дети с ограниченными возможностями, а также дети группы педагогического риска, нуждаются в определенных условиях обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях, включающие организацию коррекционно-развивающей деятельности с ними.
Слайд 2
Коррекционно-развивающая деятельность строго ограниченна такими феноменами как «нормального развития» и «отклоняющегося развития» (не нормального), что, в свою очередь, требует дальнейшего изучения и анализа понятий терминов и их содержания как «норма» и «отклонение» в отношении психологического развития и их соотношения.
В переводе с латыни norma означает правило, образец. Норма – это оптимальное психофизиологическое (биосоциальное) состояние объекта психодиагностики.
Известный нейро-психолог М. М. Семаго, в своих трудах, приводит два критерия понятиям «норма» и «отклонение», такие как отрицательный логический и положительный логический.
Отрицательный логический критерий строится на допущении, что, не имея четких разграничений, норма и отклонение составляют противоположность полюсов, т.е. представляют собой определенного рода деления. Данный критерий представляется в двух видах: установление нормы через исключение отклонений без раскрытия свойств данного субъекта или через определения уровня выраженности отдельных признаков отклонений, которые, теоретически может иметь каждый, на первый взгляд, психически здоровый человек. Положительный логический критерий, по мнению автора, предполагает установление набора признаков психического здоровья и характеристик, описывающих состояние нормы системы.
Слайд 3
Основная цель коррекционно-развивающей деятельности – способствовать полноценному психологическому и физическому развитию ребенка, при любых условиях его жизнедеятельности. Основная задача вышеуказанной работы – создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка, сохранение его психологического и физического здоровья на базе психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом, волевом, физическом и пр.).
Основными условиями психолого-педагогического развития ребенка являются следующие:
1) Максимальная реализация учащихся возрастного психического и физического потенциала в сопровождении со стороны педагогов, с опорой на возможность возрастных особенностей, на зону ближайшего развития и пр;
2) Развитие индивидуальных особенностей учащихся всех возрастов в процессе учебно-воспитательной работы, таких как интересы, склонности и самосознание.
3) Создание благоприятного психологического климата для психологического, физического и эмоционального развития детей.
Комплексная система коррекционно-развивающего воздействия содержит в себе три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента таких как:
1) методологический (определятся такие понятия как актуальность, область применения, задачи, целевые индикаторы, исходные данные.)
2) содержательный (этапы работы, содержание и задачи каждого этапа и);
3) технологический (способы, приемы и ресурсы).
Коррекционно-развивающая деятельность имеет две формы -индивидуальную и групповую. Особенность групповой коррекционно-развивающей деятельности психолога заключается в работе с группой, задачей которой является целенаправленное использование взаимодействие группы, включая и психолога, т.е. всей совокупности взаимоотношений и их действий, возникающих в процессе работы.
Слайд 4
Основным содержательным элементом технологии индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей деятельности психолога в образовании являются методы.
Основная технология, на которой базируется деятельность педагога-психолога, сочетаются все перечисленные методы, – это технология социально-психологического тренинга.
В детском возрасте социальная среда, в которой находится ребенок, оказывает сильное влияние на его психологическое и физическое развития, поэтому в коррекционно-развивающей деятельности психолога в образовании необходимо отдельно исследовать роль социального окружения клиента – ребенка или подростка. Если ребенок не получает должную поддержку в ближайшем социальном окружении, это может привести к эффекту затухания.
На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод, что коррекционно-развивающее воздействие должно быть комплексным, научно продуманным, в нем должны принимать участие и ребенок и его родители, а также другие значимые взрослые или сверстники.
При психолого-педагогической коррекции важно принимать во внимание возраст ребенка. Так, при психолого-коррекционной работе с ребёнком младшего школьного возраста, специалист обязательно должен обращаться внимание на возрастную, социокультурную и индивидуальную норму развития ребёнка. Коррекционная работа должна реализовываться как психологическая деятельность, с помощью которой своевременно будут формироваться психологические новообразования. В свою очередь, коррекционно-развивающая деятельность направлена на систематизацию знаний, для повышения общего уровня развития и обучения, а также развитие недостаточно сформировавшихся умений и навыков. Так же при осуществлении психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения ребёнка педагогу (психологу) необходимо взаимодействовать с родителями и окружением ребёнка. Только при активном взаимодействии и работая в системе можно получить эффективность проводимых коррекционных мероприятий.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Беглова О.А. Возможности применения танцевально-двигательных техник в процессе коррекции заикания у подростков и взрослых// КУЛЬТУРНО ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2007. № 3. С. 84-90
2) Великая сила искусства. Арт-терапия // Искусство в школе. — 2021. — № 2. — С. 15-20
3) Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
4) Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М., 1989 г.
5) Кулганов В. А., Использование методов арт-терапии в коррекционных и лечебных целях для детей с ОВЗ // Дошкольная педагогика. — 2017. — № 8. — С. 35-40
6) Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: Автореф. дис. ... д-ра психол наук. М., 1992.
7) Постникова Г., На сцене - особые дети : театральная студия для юных читателей-инвалидов // Библиополе. — 2016. — № 11. — С. 56-60
8) Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2016.
9) Усенкова Е. Ю., Текстильная кукла как средство арт-терапии // Среднее профессиональное образование. — 2021. — № 2. — С. 54-56
10) Хуснулина М. В., Изобразительная деятельность как средство коррекции интеллектуальных нарушений у дошкольников с ОВЗ // Логопед. — 2018. — № 5. — С. 16-20