Фрагмент для ознакомления
2
основными элементами национальной безопасности по своим внешним параметрам были: сильная экономика, надежная оборона и внешняя политика.
Внешняя политика сегодня является важнейшим инструментом защиты национальных интересов нашей страны в обеспечении экономического процветания, защиты прав российских граждан, их. «Высшим приоритетом внешней политики России является защита интересов личности, общества и государства», - говорится в Концепции внешней политики Российской Федерации. В этом же документе излагаются основные направления внешнеполитической деятельности страны, в том числе:
- обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности;
- Обеспечение сильных и авторитетных позиций страны в мировом сообществе, которые находятся в наилучших интересах Российской Федерации как великая держава как один из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политической, экономической, интеллектуальный и духовный потенциал;
- Влияние на глобальные процессы с целью формирования стабильного, справедливого и демократического мирового порядка, основанного на общепризнанных нормах международного права, в том числе, в первую очередь, на целях и принципах Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами ;
- создание благоприятных внешних условий для прогрессивного развития России, повышения ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических реформ, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека,
- формирование зоны добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению существующих и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в регионах, прилегающих к Российской Федерации;
- поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения проблем, определяемых национальными приоритетами России, построение на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, которые улучшают условия и параметры международного взаимодействия;
- всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;
- Содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризация русского языка и культура пародий России в зарубежных странах.
В научной литературе обычно существует три группы субъектов политики;
1) политики;
2) должностные лица, ответственные за их осуществление;
3) группы интересов, действующие в этой конкретной области.
Аналогичную конфигурацию обычно называют «железным треугольником» (железный треугольник). Каждый «угол» треугольника имеет свои интересы: политики хотят быть переизбраны; должностные лица - проводят свою политику; группы интересов - для защиты потребностей слоев, которые они представляют. В последнее время наблюдается усиление влияния групп интересов в формировании внешней политики. Кроме того, внешнеполитические решения, принимаемые под влиянием организованных групп, могут привести к необратимым последствиям.
Внешняя политика во многом зависит от выравнивания внутриполитических сил в стране. В демократических обществах он формируется в результате сложного взаимодействия государственных органов с участием гражданского общества. Влияние гражданского общества на внешнюю политику государства, прежде всего, связано с деятельностью групп интересов.
Разумеется, не все «группы интересов» современной России четко определили свои внешнеполитические ориентиры. Например, агропромышленный комплекс заинтересован не столько в определенном внешнеполитическом курсе России, сколько в высоких пошлинах на импортные продукты питания. При этом основным стратегическим интересом агропромышленного комплекса являются выгоды для сельского хозяйства и крупные государственные субсидии. В этом отношении, например, он является соперником военно-промышленного комплекса и армии, которые также требуют максимального государственного финансирования. Аналогичные меры принимаются российскими производителями потребительских товаров, которые испытывают острые трудности в связи с массовым импортом таких продуктов и заинтересованы в протекционистской политике государства.
В то же время в первой половине девяностых годов прошлого века в российском обществе сформировались две основные категории «групп интересов», которые стремились повлиять на разработку и реализацию внешней политики.
Первая включает в себя армию, военно-промышленный комплекс и связанные с ним бюрократические структуры, высшие учебные заведения, исследовательские центры и т. д. Их политическое влияние определяется влиянием сразу нескольких факторов. Во-первых, это высокий уровень милитаризации российского общества. К так называемому военному электорату, основные источники существования которого связаны с этими институтами и структурами, принадлежат около сорока миллионов человек. Имеющие право голоса военнослужащие и члены их семей составляют около девяти миллионов человек, примерно столько же насчитывается работников военно-промышленного комплекса со их семьями, военных пенсионеров – около двадцати миллионов человек и т. д.
Взгляды и интересы соответствующих социальных групп не могут не учитываться властями, особенно во время важных избирательных кампаний. После распада коммунистического режима, произошли значительные
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Торкунов А.В. Движущие силы внешней политики Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.ipages.ru/index.php?ref_item_id=10639&ref_dl=1
2. Крамченков С.И. Современный российский лоббизм: опыт социологического исследования // Государственная служба. № 1. 2012.
3. Данилов, А.Н. Социология власти / А.Н. Данилов. – Минск: Университетское, 2014. – 447 с.
4. Бинецкий, А.Э. Лоббизм в современном мире / А. Э. Бинецкий. – М.: ТЕИС, 2013. – 247 с.
5. Крыштановская, О. Анатомия российской элиты / О. Крыштановская. – М.: Захаров, 2015. – 370 с.
6. Лозанский, Э.Д. Этносы и лоббизм в США: о перспективах российского лобби в Америке / Э. Д. Лозанский. – М.: Междунар. отношения, 2004. – 272 с.
7. Любимов, А.П. История лоббизма в России / А. П. Любимов. – М.: Изд-во Фонда "Либерал. миссия", 2005. – 208 с.
8. Цыганков, А.П. Социология международных отношений: Анализ российских и западных теорий: Уч. пос. / А.П. Цыганков, П.А. Цыганков. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 238 с.
9. Васильева С. Правовой институт лоббизма в России : оценка законодательства и перспектив формирования / С. Васильева //. Конституционное обозрение. – 2013. – №1 (92). – С. 136-148.
10. Смирнов В., Зотов С. Лоббизм в России и за рубежом: Политико-правовые проблемы. М.2014 С.115
11. Нещадин A.A. Лоббизм в России: Этапы большого пути. Ч. 1 // Социс: Социологические исследования. 2016. № 3. С. 54.
12. Лебедева М.М. Мировая политика: Учебник для вузов. М., 2014.
13. Кокошин А.А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе. М., 2006.
14. Маринченко, А.В. Геополитика: Учебное пособие / А.В. Маринченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 490 c.
15. Тузиков, А.Р. Основы геополитики: Учебное пособие / А.Р. Тузиков. - М.: КноРус, 2014. - 272 c.
16. Василенко, И.А. Геополитика современного мира: Учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2014. - 420 c.