Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика выборов глав муниципальных образований 4
1.1. Глава муниципального образования как высшее должностное лицо муниципального образования 4
1.2. Развитие законодательства о выборах глав муниципальных образований 6
Глава 2. Выборы глав муниципальных образований на современном этапе 10
2.1. Подходы к избранию главы муниципального образования на современном этапе 10
2.2. Совершенствование выборов глав муниципальных образований 12
Заключение 16
Список используемых источников 17
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Органы местного самоуправления могут быть выборными и не выборными, сформированными представительными органами муниципальных образований. Они также подразделяются на коллегиальные, например, представительный орган муниципального образования, и единоличные – глава муниципального образования.
Выборы глав МО имеет глубинные историко-правовые корни. С начала преобразований в системе местного самоуправления с периода Великих реформ до настоящего времени наблюдается значительный прогресс, постепенное улучшение муниципального законодательства.
Однако на каждом из этапов становления демократии в России выявлялись негативные аспекты. Поэтому вопрос о способах совершенствования и демократизации власти на муниципальном уровне сегодня стоит достаточно остро.
Объект работы – глава муниципального образования.
Предмет работы – выборы глав муниципального образования.
Цель работы – провести анализ особенностей выборов глав муниципальных образований.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать главу муниципального образования как высшее должностное лицо муниципального образования.
2. Изучить развитие законодательства о выборах глав муниципальных образований.
3. Изучить подходы к избранию главы муниципального образования на современном этапе.
4. Предложит направление совершенствования выборов глав муниципальных образований.
Глава 1. Общая характеристика выборов глав муниципальных образований
1.1. Глава муниципального образования как высшее должностное лицо муниципального образования
В структуре органов местного самоуправления (далее – ОМСУ) должность главы муниципального образования (далее – глава МО) является ключевой.
Глава МО является одним из структурных компонентов ОМСУ, полномочия и статус которого изложены в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) .
Глава МО включен в структуру ОМСУ как отдельный элемент, является высшим должностным лицом муниципального образования, имеющий собственные полномочия по решению вопросов местного значения. Кроме того, данная должность всегда предполагает совмещение полномочий с должностью председателя представительного органа муниципального образования и (или) главы местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).
Полномочия главы МО зафиксированы как в федеральном законодательстве РФ, так и в региональном законодательстве каждого из субъектов РФ – закреплены в уставе каждого конкретного муниципального образования. Следует отметить, что к лицу, которое хочет стать главой МО, применяются специальные требования, которые отражены в соответствующих федеральных законах. Выдвигаться на пост главы МО может лицо старше 21 года. Также на основании законов субъектов РФ иностранные граждане, долговременно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, могут быть избранными главой МО .
В качестве кандидата на должность главы МО может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет, в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» , ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.
Выборы глав МО – административных центров субъектов РФ являются гарантом учета мнения населения в вопросах народовластия и организации городской жизни. Широкий круг полномочий, выборность и ответственность должностных лиц муниципалитетов перед избирателями отражает истинное предназначение институтов местной демократии. Право населения на участие в политической жизни и управлении делами муниципальных образований через выборные органы показывает зрелость конституционного государства, политику государства, ориентированную на расширение самостоятельности крупных городов.
В исследованиях отмечается, что значимость, особый статус, широкие полномочия главы МО свидетельствуют о необходимости обеспечения поддержки населения должностного лица, обязательном учете мнения местной общины . Осознавая это, Президент РФ В.В. Путин одобрил политику укрепления самоуправления, прокомментировав ситуацию следующим образом: «Хотелось дать возможность людям на местах выработать оптимальный способ формирования органа власти, люди должны избираться не по национальному принципу, а по личным и деловым качествам» .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Конституция РФ. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Справ. - прав. система: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения – 20.04.2023);
2. Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 (ред. от 15.04.2022) «О закрытом административно-территориальном образовании» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Справ. - прав. система: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_734/ (дата обращения – 20.04.2023);
3. Федеральный законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Справ. - прав. система: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/ (дата обращения – 20.04.2023);
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Справ. - прав. система: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения – 20.04.2023);
5. Федеральный закон от 30.11.2011 № 361-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Справ. - прав. система: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122460/ (дата обращения – 20.04.2023);
6. Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Справ. - прав. система: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163524/ (дата обращения – 20.04.2023);
7. Федеральный закон от 03.02.2015 № 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Конституционное и муниципальное право. Конституционный судебный процесс. Административное право и административная деятельность Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Справ. - прав. система: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174852/ (дата обращения – 20.04.2023);
8. Закон РФ от 06.07.1991 № 1550-I «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (утратил силу) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Справ. - прав. система: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105/ (дата обращения – 20.04.2023);
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 № 30-П «По делу о проверке конституционност и частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Справ. - прав. система: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189899/ (дата обращения – 20.04.2023);
10. Боброва Н. А. Итоги муниципальной реформы-2014 / Н. А. Боброва // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2018. – № 1. – С. 27-31.
11. Вартанян Г. Ш. Поиск оптимальной модели замещения должности главы муниципального образования: к постановке проблемы / Г. Ш. Вартанян // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – № 6–2. – С. 57-62.
12. Гаврилова Т. Л. Глава муниципального образования: порядок замещения должности / Т. Л. Гаврилова // Государственная и муниципальная власть в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары, 2022. – С. 37-43.
13. Дорофеев А. В. Глава муниципального образования как элемент структуры органов местного самоуправления: вопросы избрания / А. В. Дорофеев // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований: VII Междунар. науч.- практ. конф. С. 214–220.
14. Жуковская Н. Ю. Принудительное право или почетная обязанность (к вопросу об эффективности избирательных систем с обязательным и добровольным голосованием) / Н. Ю. Жуковская, М. А. Тюмнева, Т. Ю. Серова // Гражданин. Выборы. Власть. – 2021. – № 3. – С. 189–202.
15. Костюков А. Н. Исчезающее народовластие / А. Н. Костюков // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 6. – С. 61-64.
16. Курдюк П. М. О проблеме избрания главы муниципального образования «конкурсным» способом / П. М. Курдюк, В. А. Очаковский, Г. С. Лихолатов // Общество и право. – 2018. – № 2 (64). – С. 133-136.
17. Кязимов М. Д. Правовой статус главы муниципального образования / М. Д. Кизямов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 12–4 (39). С. 20–23.
18. Марков Р. С. К дискуссии о «муниципальном фильтре» / Р. С. Марков // Пробелы в российском законодательстве. – 2021. – Т. 14. – № 6. – С. 93–100.
19. Персианов Е. Э. Выборы глав муниципальных образований - административных центров субъектов Российской Федерации / Е. Э. Персианов // Наука глазами молодых: сборник научных трудов. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. – С. 59-63.
20. Позин В. Г. История создания и ограничения института выборности глав муниципалитетов / В. Г. Позин, В. В. Сошников // Юридическая наука: история и современность. – 2022. – № 3. – С. 94-100.
21. Чихладзе Л.Т. Новые тенденции формирования органов местного самоуправления в Российской Федерации / Л. Т. Чихладзе // Юридическая наука: история и современность. – 2017. – № 1. – С. 42-51.
22. Доклад о результатах ежегодного мониторинга организации и развития местного самоуправления в Российской Федерации за 2020 г. [Электронный ресурс]. – URL: minjust.gov.ru (дата обращения: 20.04.2023).
23. Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» // Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. – URL: http://sozd.duma.gov.ru/ bill/40361-8 (дата обращения: 20.04.2023).
24. Путин пообещал подумать о возвращении прямых выборов мэров в городах // Ведомости [Электронный ресурс]. – URL: http:// www.vedomosti.ru/politics/ news/2017/04/03/683866-o-vozvraschenii-pryamih-viborov-merov (дата обращения: 20.04.2023).