Фрагмент для ознакомления
2
В условиях современности проблема перехода от разобщенности к культурному единству общества представляется одной из наиболее актуальных. При этом необходимо обратить особое внимание на то, что альтернатива «полилинейности» и «однолинейности» не является непреодолимым препятствием. Альтернативность вполне возможно преодолеть, исходя из того, что при разнообразии и полилинейности культур в них сосуществуют одинаковые компоненты, так называемые универсалии культуры. Их наличие напрямую определяет единство и общность всех культур.
Универсалии культуры представляют собой в большей мере общие понятия, характеризующие данный феномен. К ним непосредственно относятся язык, представления о смысле жизни и счастье, образование, семья, танцы, сказки, мифы, вера в Бога, благосостояние и др. Не существует ни одной культуры, где бы не отмечались, хотя и различно, три наиболее важных событий в жизни для каждого человека: рождение, бракосочетание и смерть. Именно поэтому можно с уверенностью утверждать, что в культурных универсалиях отражаются общечеловеческие идеалы и ценности, общепринятые правила и нормы поведения. Никакая культура не являлась бы культурой, если бы она не заключала в себе запреты и нормы, которые определяют истинно человеческие способы поведения. Так как культура и выступает тем, что человека делает человеком, а группу людей, соответственно человеческим сообществом. Как бы не различались между собой культуры, сохранение, последующая передача из поколения в поколение, укоренение в поведении и психике людей общечеловеческих норм, идеалов и ценностей напрямую определяет единство и общность всех культур и формирует в таком отношении «однолинейность», которая пронизывает весь культурно-исторический мировой процесс в целом [5].
Культура общества очень редко представляет собой целостное и единое. Целостность культуры, которая выражается в том, что все члены общности разделяют одни и те же нормы, ценности и представления относительно реальности, а также не различаются существенно образом жизни, характерна только для в большей мере архаичных общностей, слабо структурированных и немногочисленных, где социальная дифференциация обладает зачаточными формами, основываясь только на половых, возрастных критериях, а также критериях родства.
Когда процесс формирования социальной дифференциации неизбежно приводит к выделению отдельных функциональных сфер внутри общества, когда складывается социальная стратификация, культурное единство становится в некоторой мере нарушенным. Осуществление той или иной социальной функции (управление, производство, религиозная практика, обучение и т.д.) непосредственно связано с особыми специфическими интересами, навыками, поведенческими стандартами, своеобразием образа жизни. Группы, которые выполняют специализированные функции, приобретают, в соответствии с этим, культурные особенности.
Социальные классы и слои, которые занимают разное место во всей системе стратификации, также очень часто обладают ярко выраженными особенности относительно образа жизни.
Еще в период древности формирование государственных образований со временем приводило к тому, что в рамках политической единой организации оказывались представители разных народов, то есть носители различной культурной традиции. Это было способно приводить к интенсификации культурного обмена, взаимовлиянию разных культур. Современные государства (наиболее яркие примеры – США и Россия) также представляются далеко не однородными в этническом и, исходя из этого, в культурном плане. Растущие на протяжении последних десятилетий миграционные потоки значительно обостряют проблему диалога между носителями разнообразных культур, а также их бесконфликтного совместного сосуществования. При этом необходимо отметить, что в основании так называемых культурных конфликтов (точно также, как и межэтнических) между приезжим и местным населением зачастую находятся не столько культурные особенности, сколько факторы политического или экономического характера [4].
Показать больше