Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования.
Одной из наиболее популярных тем, занимающих общественное сознание, является тема российской интеллигенции. В трудах отечественных и зарубежных историков анализируются как определение понятия интеллигенции, так и роль интеллигенции в историческом процессе.
В основе данного исследования лежит изучение дневников и мемуаров, написанных представителями петроградской интеллигенции, часть из которых не опубликованы и доступны лишь узкому кругу специалистов. На основе этих источников выстраивается динамика революционного процесса, позволяющая взглянуть глазами очевидцев на развитие исторических событий.
Хронологические рамки исследования охватывают период с февраля 1917 года по конец октября 1917 года. В развитии революционной ситуации в 1917 г. следует выделить 3 периода:
1. Первый этап революции (февраль-март 1917) характеризуется, во-первых, сменой режима свержением монархии, последующим отречением царя и установлением сначала власти Временного комитета Государственной думы, а затем формирования двоевластия. Во-вторых, к этому периоду относятся первые действия власти, попытка наведения порядка в столице, издание Приказа No1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и приказа Военной комиссии Временного комитета Государственной Думы.
2.Второй этап (апрель–август 1917) – период политических кризисов. Речь идет об апрельском кризисе и создании, в связи с этим коалиционного правительства, кризисе июня и июля и очередной смены правительственных кабинетов. К этому же этапу следует относить Корниловской мятеж.
3.Третий период (сентябрь–октябрь 1917) включает в себя новый кризис власти, создание ответственного министерства и предпарламента, а также октябрьский переворот, приведший к власти Советы. Географические рамки исследования охватывают лишь столичный регион. В ходе исследования были использованы дневники и воспоминания интеллигентов, которые в момент революционных событий находились в Петрограде или пригородах столицы.
Цель и задачи исследования–анализ источников мемуарного характера для рассмотрения взглядов представителей интеллигенции на внутриполитическую ситуацию в Петрограде в 1917 году. Были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать дневники и воспоминания некоторых представителей интеллигенции, не принадлежащей к рабочему классу.
2)Провести археографический анализ дневников и мемуаров, которые имеют несколько редакций и выявить особенности и характер внесенных изменений
3) Сопоставить взгляды разных представителей интеллигенции на одни и те же события
4)Рассмотреть отношение интеллигенции к смене власти в феврале 1917 года и степень ее участия в революционных событиях.
5)Проследить изменение настроений к власти среди интеллигенции в ходе политических кризисов с апреля по сентябрь 1917 года.
6)Охарактеризовать настроения петроградской интеллигенции накануне революционного выступления ВРК и его сторонников 25 октября.
7)Рассмотреть отношение представителей интеллигенции к новой власти, в целом, и к наиболее ярким ее представителям, в частности.
8)Выявить степень заинтересованности интеллигенции в состоянии фронта и особенности отражения военных действий в их дневниках и мемуарах.
9) Сопоставить описания жизни столицы в 1917 году в записях интеллигенции, в нормативных документах и в современных исследованиях по экономике Петрограда.
Методология.
При написании данной работы автор стремился избежать инверсионной логики мышления, согласно которой то, что ранее оценивалось как положительное, в последующее время представляется отрицательным, и наоборот. Применение общенаучных (исторический, логический и метод классификации) и специально-исторических (сравнительно-исторический, системно–структурный) методов помогло избежать подобных крайностей. Использование принципов историзма и научной объективности позволило проанализировать основные тенденции складывания отношения интеллигенции к новой власти. Метод классификации позволил сгруппировать имеющиеся у исследователей воспоминания в несколько групп в зависимости от известности и материальной обеспеченности их авторов, а так же степени их участия в событиях 1917 года. В работе использовались специально-исторические методы. Системно-структурный метод способствовал выявлению и анализу основных фактов революционных событий, происходивших в Петрограде, записанных в воспоминаниях и дневниках очевидцев. Сравнительно-исторический метод позволил сопоставить взгляды разных людей на одни и те же события и установить истинное прошлое. Комплексное использование различных методов способствовало решению задач исследования.
Историография.
Позиция интеллигенции по отношению к Февральской революции изучалась историками ранее. Но «неприятие Октябрьской революции значительными слоями интеллигенции привлекало первоначально к тенденциозно-неприязненному освещению ее позиции в работах 1920-1950х годах, а затем и к умолчанию фактов, требовавших анализа». До середины 1960х годов в России не появлялось объективных исследований по данному вопросу. В 1920е годы на историков большое влияние оказывали работы партийно-государственных деятелей, таких как В.И. Ленин, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская. В. И. Ленин указывал, что демократическая интеллигенция являлась союзником рабочего класса в борьбе с самодержавием. Поэтому она могла стать «при условии сближения с народом» крупной силой в борьбе с царизмом. Ленин считал, что, сражаясь под руководством пролетария, а против царизма, интеллигенция несла наряду с рабочими «все неимоверные тягости революционной борьбы». « Для В.И. Ленина и его соратников по партии... проблема “революции интеллигенции” включала решение двух взаимосвязанных вопросов: о возможности и желательности участия интеллигенции в пролетарской революции для ее победы и об объективной заинтересованности.
Смирнов Н.Н. Российская интеллигенции в годы Первой мировой войны и революции 1917г. (Некоторые вопросы историографии) // Интеллигенция и российское общество в начале XX века.
Глава I. Проблемы и реакция на них
Топливно-энергетический кризис
Хроническая нехватка продовольствия и топлива стали основными факторами, усложнившими жизнь в городе до предела.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
Источники:
1. Блок А. А. Дневник. М.: Советская Россия, 1989.
2. Гиппиус З. Н. Петербургские дневники (1914–1919). - N.Y.: Орфей, 1982. Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1-18.
3. Князев, Г. А. Из записной книжки русского интеллигента за время войны и революции 1915–1922 гг. [Текст] / Г. А. Князев // «Русское прошлое», -1991. -№ 2. –С. 97-199.
4. Манухин, И.И. Воспоминания о 1917–18 гг. [Текст] / И. И. Манухин // Русская жизнь. -2007. -№ 2–С. 28-37.
5. Поссе, В. А. В годы гражданской войны. / В.А. Пассе // «Русское прошлое», -1991. -№ 2. –С. 200-292.
6. Смелов, Е. П. Петроград в 1919–1921 гг. [Текст] / Е. П. Смелов // Альманах «Русский мiръ». -2010. -№ 3. –С. 84-103.
7. Чуковский К. И. Дневник, 1901–1929. М.: Современный писатель, 1997.
Литература:
1. Аксёнов В. Б. Повседневная жизнь Петрограда и Москвы в 1917 году: дис.....канд. ист. наук: 07.00.02. - МПГУ, Москва, 2002 - 231 с.
2. Жукоцкая А.В. Философы-изгнанники о трагедии и уроках русской революции [Текст] / А.В. Жукоцкая // Великая российская революция: общество, человек, культура, повседневность: сб. статей. – М,2008. – С.119-129.
3. Корнатовский Н. А. Борьба за Красный Петроград. М.: ACT, 2004.
4. Мутьев, В.А. Обзор документов архива Е. П. Смелова. [Текст] / В.А. Мутьев // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. –2013. -№ 197. – С. 204–208.
5. Седлер, А.А. Повседневность интеллигента: опыт выживания в период революционных трансформаций (начало 1920-х гг.). [Текст] / А. А. Седлер // Вестник Томского государственного университета. - 2011. -№ 351. - С. 105-108.
6. Фёдоров, А.Н. Социальное измерение пореволюционного российского города: проблемное поле исследования [Текст] / А. Н. Фёдоров // Проблемы отечественной истории: источники, историография, исследования: сб. статей. – СПб, 2008. – С. 552-567.
7. Фёдоров, А.Н. Повседневные настроения российского горожанина в условиях революционных перемен (1917—1920 гг.). [Текст] / А.Н. Федоров // Вестник Новгородского государственного университета. - 2009. -№ 51. - С. 37-40.
8. Черненькая С.В. Русские ученые в период российских революций начала XX века [Текст] / С.В. Черненькая // Великая российская революция: общество, человек, культура, повседневность: сб. статей. – М,2008. – С.161-170.
9. Яров С.В. Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и Гражданской войны. М.: Издательство Центрполиграф, 2013.