Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Результаты анализа динамики развития стран Прибалтики за последнее десятилетие на фоне политических отношений России и ЕС, США и НАТО свидетельствуют о том, что Литва, Латвия и в меньшей мере Эстония характеризуются небольшим по европейским мерками политическим весом, они представляют собой державы с наиболее категоричной и агрессивной антироссийской позицией.
Ощутимое усиление позиции, направленной против России, во внешней политике Прибалтийских государств проявилось после Русской весны на Украине, когда местные политики активно занимались декламацией пропагандистских клише о вероятности российского вторжения в Прибалтийские державы. Подобные пропагандистские декламации не имеют под собой действительной основы, однако для местной элиты они расцениваются как значимый аргумент и используют его для роста финансирования их экономик и обновления военной мощи со стороны ЕС и НАТО в противовес «российской военной угрозе».
Отмеченная информационная атака реализовывалась как составное звено осуществляемой под руководством США политики, ориентированной на усиление конфронтации с Россией по всему периметру ее западных границ. Примечательно, что Американским Советом по международным отношениям (CFR), в своем ежегодном докладе о типологии угроз США в 2017 г. на первое место поставлено военный конфликт между Россией и НАТО. Согласно позиции авторов, он представляет собой следствие «агрессивного поведения РФ. Эта дипломатически гладкая фраза подразумевает тему угрозы российской военной интервенции в Прибалтийские страны, в течение ряда лет активно популизируемая правящими национальными элитами Литвы, Латвии и Эстонии. В 2023 г. исполняется 17 лет с даты их вступления в Североатлантический альянс, что априори модифицирует любое, даже гипотетическое, их столкновение с Россией в прямое противоборство России и НАТО.
Отметим, что на данном историческом этапе будущее самого Альянса сохраняет неопределенность. Еще в период, когда президентом США был Дональд Трамп, было заявлено о решительной поддержке Америкой НАТО, но президентом было указано на явно недостаточные финансовые вложения европейских партнеров на расходы на общую безопасность, что обозначает вопрос распада НАТО как гипотетические возможную перспективу в случае сохранения прежнего положения дел.
Россия несколько раз предлагала администрации НАТО подписать договор о нерасширении на восток, например, в 2021 году. Однако инициатива не была зафиксирована в документе. В начале февраля 2022 года президент России Владимир Путин заявил, что НАТО «кинула» РФ, потому что нарушила обещание не расширятся на восток. После 24 февраля 2022 года страны НАТО стали массово поставлять Украине оружие, наемников и вводить против России санкции.
Недавние события актуализировали проблему анализа причинно-следственных связей членства Литвы, Латвии и Эстонии в Североатлантическом военном альянсе. С учетом общего характера наблюдаемых в мире геополитических явлений, перспективы развития Прибалтики приобретают явную вариабельность, что обусловило позицию НАТО на территории Эстонии с началом Специальной Военной операции. Именно вопросам усиления НАТО на территории Прибалтийских государств на примере Эстонии с началом СВО посвящен данный доклад.
ГЛАВА 1. Роль стран постсоветской Прибалтики в НАТО
1.1. История вступления и членства государств Прибалтики в Альянсе
Как только правящие национальные элиты прибалтийских республик получили государственную автономность в 1991 году, в СССР стали осознавать, что цена прибалтийского государственного суверенитета обусловила глубокое экономическое ослабление России, которая оказалась неспособной осуществлять контроль над своими периферийными территориями. Подобное оценивание сопровождалась осознанием факта, что по прошествии нескольких лет, восточный сосед может уверенно «встать на ноги», экономически окрепнуть и вернуться к традиционной экспансионистской политике, в ходе реализации которой земля от Выборга до Риги в прошлом стала частью Российской империи благодаря Петру I после победы в Великой Северной войне (1700-1721), что отразилось в условиях Ништадтского мира.
Революция 1917 г. и последующая за ней гражданская война разрушили Российскую Империю. Прибалтийские державы: Латвия, Литва, Эстония, Польша и Финляндия, поддерживаемые военной машиной Германии и Антанты, избежали советского режима и в последствии получили независимость. Этот период был завершен с началом Второй мировой войны: Эстония, Латвия и Литва осенью 1939 г. заключили соглашения с СССР по расположению его военных сил на их земле, а по итогам выборов в законодательные органы в 1940 г. добровольно стали частью СССР. Национальные элиты Прибалтики сегодня оценивают этот факт, как проявление агрессии СССР, завершившейся десятилетиями «российской оккупации».
По причине малой территориальной площади и численности населения правительства Латвии, Литвы и Эстонии довольно адекватно оценили свой потенциал хотя бы частичного продуктивного отражения неизбежной, как они считают, экспансии России в Прибалтику. Причина которой заключается в стремлении Москвы присоединить к России богатые территории с процветающей экономикой, которая в Прибалтике будет как следствие тесного сотрудничества с Европой.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакалов В.Г. Влияние «мягкой силы» России на Эстонию // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. - С. 13-16
2. Бразаускас А. Пять лет президентства: события, воспоминания, мысли, Москва, УНИПРИНТ, 2002. - 624 с.
3. Вагнер Д. Перспективы сотрудничества НАТО и России в области ПРО // Посткризисный мир: электронный журнал. – 2011. – 10 февраля. [Электронный ресурс]. URL: http://www.postcrisisworld.org/publications/podrobnee/725/ (дата обращения: 30.04.2023).
4. Воротников В.В. Внешняя политика государств Балтии в начале XXI века: Научное издание, Москва, Издательство «Аспект Пресс», 2015. -272 с.
5. Воротников В.В., Габарта А.А. Влияние трудовой миграции на социально-экономическое развитие Польши и стран Прибалтики после 2004 года, Современная Европа, №6, 2016. - С. 125-136.
6. Габарта А.А. Социально-экономическая модель стран Центральной Европы, Современная Европа, №7,2017. - С. 104-113.
7. Жадан, В. Н. Россия и европейские международные организации: проблемы и перспективы в международных отношениях / В. Н. Жадан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 739-745. — URL: https://moluch.ru/archive/112/27531/ (дата обращения: 06.05.2023).
8. Кощеева, П. П. Россия и НАТО: партнерство или конкуренция? / П. П. Кощеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4687/ (дата обращения: 06.05.2023).
9. Левина, К. А. Россия и НАТО: сворачивающееся партнерство или нарастающее противостояние? / К. А. Левина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 357-359. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4733/ (дата обращения: 06.05.2023).
10. Почему отношения с Эстонией важны для России // Деловая газета «Взгляд» [Электронный ресурс] URL: https://yandex.ru/ turbo?text=https%3A%2F%2Fvz.ru%2Fpolitics%2F2019%2F4%2F19%2 F973940.html (дата обращения: 06.05.2023).
11. Симонян Р.Х., Кочегарова Т.М. Русскоязычное население в странах Балтии, Вестник МГИМО-Университета, №3(12), 2010. - С. 60-77.
12. Смирнов В.А.Внешняя политика стран Прибалтики в отношении России, Современная Европа, №5(71), 2016. - С. 44-54.
13. Смирнов В. Российская «мягкая сила» в странах Балтии // Российский совет по международным делам [Электронный ресурс] URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ rossiyskaya-myagkaya-sila-v-stranakh-baltii/ (дата обращения: 06.05.2023).
14. Стрежнева М.В. ЕС и СНГ: сравнительный анализ институтов, Москва, 1999. -265 с.
15. Интеграция Латвии, Литвы и Эстонии в ЕС и НАТО (1991–2014 гг.) / А. А. Володькин. – Минск : Беларуская навука, 2016. – 212 с.
16. Интеренет-поратл Lenta.ru (Режим доступа: https://lenta.ru/news/2023/05/06/terakt_usa/)