Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема номовых государств в аспекте патриархального рабства является недостаточно разработанной в науке. На наш взгляд, древневосточное рабство интересно тем, что наряду с зависимым положением, рабы являлись субъектами права и не рассматривались в качестве средства производства материальных благ. Это особый вид рабовладельческих отношений, целью которых выступает потребление, а не экспорт.
В этой связи основная проблема, которую можно выделить в данном исследовании сформулирована следующим образом: неоднозначность трактовки зависимого положения рабов в древневосточном обществе номовых государств.
Объектом исследования являются сведения о патриархальном рабстве во времена номовых государств.
Предмет исследования - положения о патриархальном рабстве, содержащиеся в законах вавилонского царя Хаммурапи и в текстах книг Ветхого Завета.
Цель исследования: дать наиболее полную характеристику восточному обществу номовых государств, представители которого в источниках определяются как «рабы».
Исходя из поставленной цели мы можем выделить несколько задач:
1. выявить основные группы, из которых состояло общество номовых государств;
2. определить положение рабов в иерархической системе общества номовых государств;
3. изучить источники и характер патриархального рабства в номовых государствах.
Исследование состоит из введения, обзора источников, историографии, основной части, заключения и библиографии.
ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ
Во введении мы обозначили основные источники, на основании которых будет строиться данное исследование: это Законы вавилонского царя Хаммурапи и тексты книг Ветхого Завета. Выбор источников обусловлен их содержательной частью, в которой содержится необходимая нам информация о патриархальном рабстве номовых государств. Рассмотрим данные источники подробнее.
Законы Хаммурапи признаются исследователями одним из древнейших книжных памятников, содержащих юридические положения. Возникновение данных Законов принято относить к последним годам правления Вавилонского царя Хаммурапи - примерно к 1750 году до н. э. Данный правовой источник был обнаружен во времена раскопок 1901-1902 годов, которые проводились французскими археологами в Персии, в частности, на территории города Сузы. Он представлял собой клинописный текст на аккадском языке. В основе этого юридического документа мы можем наблюдать материалы судебной практики и нормы права, касающиеся той или иной сферы общественной жизни.
Не все статьи основной части Законов Хаммурапи сохранились в первозданном виде. Из 282 первоначальных положений 35 были стерты. Однако, впоследствии исследователи восстановили их по глиняным табличкам ассирийского царя Ашшурбанипала. Все статьи, так или иначе, освещают стороны социально-экономического строя древневосточного общества 2-го тысячелетия до н. э.
Повышенное внимание в положениях Хаммурапи уделяется царским интересам, которые не согласовывались с интересами частных лиц. Нам же интересны те статьи, которые раскрывают феномен рабства, существующий в эпоху номовых государств. Это, по большей степени, статьи 127-195, посвященные семейным отношения и праву наследования. Также большую роль в исследовании будут играть статьи 6-126 о праве собственности и договорных взаимоотношениях.
Семейное право, положения которого изложены в Законах Хаммурапи позволяет нам сформировать базовые представления о жизни классической семьи периода номовых государств. «Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть се, — он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня» [Законы Хаммурапи, ст. 141]. Жена в древневосточном обществе не являлась полноправным его членом. Муж мог распоряжаться ею, как своей собственностью. В целом, феномен патриархата заключается в расширении полномочий прав главы семьи и ограничении в действиях остальных людей, принадлежавших к данной семье.
Еще одна интересная статья: «Если человек возьмет замуж бесплодную женщину, она даст своему мужу рабыню, и та родит детей, а потом эта рабыня станет равнять себя со своею госпожою, то так как она родила детей, ее госпожа не может отдать ее за серебро, она может наложить на нее знак рабства и причислить к остальным рабыням» [Законы Хаммурапи, ст. 146]. Иными словами, женщина-рабыня не могла получить никаких привилегий, даже, имея ребенка от свободного человека.
Другая же статья, касающаяся детей, родившихся от свободного человека и рабыни, говорит следующее: «Если человеку его супруга родит детей и его рабыня также родит ему детей и отец при своей жизни скажет детям, которых родила ему рабыня: «Мои дети», причислит их к детям супруги, то после того, как отец уйдет к судьбе, дети супруги и дети рабыни должны делить между собой достояние отцовского дома поровну; наследник, сын супруги, при разделе должен выбрать и взять свою часть первым» [Законы Хаммурапи, ст. 170]. Таким образом, дети рабыни могли претендовать на свободное существование в древневосточном обществе. Положение их матери, в свою очередь, ничто не могло изменить.
Еще один интересный вид патриархального рабства заключается в том, что глава семьи может отдать жену и детей в долговую кабалу. «Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца 3 года; на четвертый год должно отпустить их на свободу» [Законы Хаммурапи, ст. 117]. Иными словами, семья имела право на относительную свободу по истечении трехлетнего срока пребывания в чужом доме. Однако, эта свобода ограничивалась другими статьями Законов Хаммурапи.
Мы привели 4 примера из Законов Хаммурапи, регламентирующих положение зависимых рабов в семье. В основной части исследования статьи из данного источника будут рассмотрены подробнее в контексте поставленных задач. Проанализируем положения о патриархальном рабстве, содержащиеся в текстах Ветхого Завета.
Возникновение книг Ветхого Завета относят к 1513 году до н. э. То есть первая книга появилась на II столетия позже, чем Законы Хаммурапи. Последняя книга Ветхого Завета была написана в 443 году до н. э. (III в. до н. э.). Священный текст иудаизма и христианства мы будем рассматривать как полноправный исторический источник.
Первоисточник Ветхого Завета был написан на древнееврейском языке, переведен на греческий, латынь и другие европейские языке, в том числе на русский. Ветхий Завет включает в себя 39 книг, в том числе о жизни и быте Древней Палестины.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
Список источников
1. Ветхий Завет: Бытие, Исход, Числа, Второзаконие, I, II и III Книги Царств / Синодальный перевод. - URL: https://bible.by/ (Дата обращения: 02.05.2023).
2. Законы царя Хаммурапи: Методические указания по изучению первоисточника в курсе «История государства и права зарубежных стран» для студентов специальности «Юриспруденция» всех форм обучения / Сост. Н. Т. Кудинова. - Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2002. - с. 18-36.
3. Законы вавилонского царя Хаммурапи, с. 4-19. - URL: https://pstgu.ru/download/1180422238.hammurapi.pdf (Дата обращения: 02.05.2023).
Список научной литературы
4. Антонова Е. В. Месопотамия на пути к первым государствам / РАН. Ин-т востоковедения. - М.: Вост лит., 1998. - 223 с.
5. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 496 с.
6. Дьяконов И. М., Якобсон В. А. «Номовые государства», «территориальные царства», «полисы» и «империи». Проблемы типологии / Вестник древней истории, 1982. - №2.
7. Дьяконов И. М., Якобсон В. А. Гражданское общество в древности, 1998.
8. Козырева Н. В. Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. Сборник статей. Социальный состав рабочего персонала крупных хозяйств в старовавилонской Месопотамии. - М.: Наука. 1989. - 158 с.
9. Коранашвили Г. В. О причинах неразвитости рабства на древнем Востоке / Вопросы истории, №9, сентябрь, 1969. - с. 102-111.
10. Семенов Ю. И. Проблема социально-экономического строя Древнего Востока // НАА, 1965, №4. - с. 69-89.
11. Семенов Ю. И. Категория «социальный организм» и ее значение для исторической науки / Вопросы истории, 1966, № 8.
Список интернет-ресурсов
12. Анкудинова Е. Рабство по Завету // Журнал Русского географического общества «Вокруг света», 2021. - URL: https://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/126/ (Дата обращения: 03.05.2023).
13. Патриархальное рабство. URL: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/11155-patriarhalnoe-rabstvo.html (Дата обращения: 03.05.2023).
14. Рабовладение в государствах Древнего Востока. - URL: https://vuzlit.com/604731/rabovladenie_gosudarstvah_drevnego_vostoka_drevney_gretsii_drevnego_rima_obschee_osobennoe (Дата обращения: 03.05.2023).