Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Адаптация к школе – это важный этап привыкания ребенка к новой роли школьника, который характеризуется появлением новых обязанностей и ответственностей, изменением режима труда и отдыха, а также сменой условий социализации. Значимость данного периода обуславливается тем, что от успешности прохождения зависит дальнейшая результативность учебного процесса, а самое главное развитие личности первоклассников. В нынешнее время современные дети воспитываются в условиях вынужденного использования дистанционного формата обучения, усложнением содержания образовательных программ и требований к их усвоению и т.д. Все это оказывает влияние на их адаптацию к школе, развитие познавательных способностей, социальных навыков и т.д. В связи с этим, проблема изучения особенностей адаптации первоклассников к условиям обучения к школьному обучению на сегодняшний день является на наш взгляд актуальной для исследовательских действий.
Целью нашего исследования является изучение особенностей адаптации первоклассников.
Объект: процесс адаптации.
Предмет: адаптация первоклассников.
Задачи исследования:
- теоретически проанализировать проблему адаптации к школьному обучению в отечественной и зарубежной литературе;
- проанализировать современные исследования процесса адаптации детей к школе;
- эмпирически выявить особенности адаптации первоклассников.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты будут способствовать расширению и систематизации имеющегося научного опыта по проблеме адаптации детей к началу обучения в школе.
1. Проблема адаптации к школьному обучению в отечественной и зарубежной литературе
Изучение проблемы адаптации к новым условиям было интересной тематикой в разные времена, именно поэтому многие отечественные и зарубежные психологи посвятили свои работы исследованию данного феномена в детской психологии.
Определений понятия «адаптация» существует множество, в западной психологии данный феномен начал описываться и рассматриваться во второй половине XVIII веке в работах авторов основных научных школ и направлений (бихевиоризм; нео-бихевиоризм; социально-когнитивная, психоаналитическая, феноменологическая теория и др.). К примеру, Ж. Пиаже считал, что адаптация - это процесс принятия новой проблемной ситуации, и на основе этого изменение схемы действий. К. Левин считал, что адаптация развивается в разных сферах жизнедеятельности человека, при этом постоянно находится под воздействием положительных или отрицательных факторов, которые влияют на развитие потенциала личности. По мнению Л. Фестингера, из-за появления новой информации о неизвестных условиях, у человека происходят сложные изменения в структуре личности, именно этим характеризуется процесс адаптации [1].
Так как адаптация к школе ребёнком является одним из важных этапов его жизни, Я.А. Коменский придавал большое значение рассмотрению данной проблемы в своих трудах «Великая дидактика», «Материнская школа». По его мнению на благополучное привыкание ребёнка к школьному обучению влияют родители, которые должны формировать знания, умения и навыки, необходимые для благополучной учебной и социальной адаптации ребёнка к новым условиям. Привыкание первоклассников к школе он рассматривал в следующих направлениях: подготовка детей к школьному обучению, признаки готовности к поступлению, формы и способы работы школы и родителей с ребёнком. И.Г. Песталоцци, обеспокоенный важностью процесса адаптации первоклассников, разработал принцип развивающего обучения. С его точки зрения, в переходе от дошкольного воспитания к учёбе в школе важно изучать индивидуальные особенности будущих школьников, а также при работе с ними использовать методику первоначального обучения [8].
Началом рассмотрения проблемы адаптации в отечественной науке являются 70-80 годы XX века. Авторы пытались рассмотреть и описать данный феномен с точки зрения различных подходов, к примеру, А.В. Петровский, Р.С. Немов и В.В. Богословский в своих работах под адаптацией понимают - ограниченный во времени процесс, который направлен на безопасное приспособление организма к изменению внешних условий, целью которого является избежание перегруженности. Л.С. Выговский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн расшифровывали процесс адаптации как взаимодействие человека с окружающей средой, которое основано на познание окружающего мира, выработки способов реагирования на меняющиеся ситуации. В понимании С.Д. Артемова, данный процесс также характеризуется принятием новых условий, а также соответствующим им особенностям [3].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксёнов, Г.И. Проблема адаптации личности в зарубежной психологии / Г.И. Аксёнов, П.Ю. Аксенова, И.И. Купцов // Прикладная юридическая психология. – 2018. – №4. С. 6-11.
2. Артюхова, И.С. Адаптация первоклассников к школьному обучению как современная научно-методическая проблема / И.С. Артюхова // Проблемы современного образования. – 2021. – №6. – С. 125-133.
3. Дениско, Л.С. Формирование понятия «социально-психологическая адаптация» на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы в современной психологии / Л.С. Дениско // Молодой ученый. – 2021. – № 9 (351). – С. 171-173.
4. Долгова, В.И. Исследование адаптации первоклассников с учетом гендерных различий / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, Н.Н. Дедышева // Ученые записки университета Лесгафта. – 2021. – №12 (202). – С. 486-493.
5. Купренина, И.А. Варианты психологической помощи первоклассникам в период вхождения в школьную жизнь / И.А. Купренина // Молодой ученый. – 2022. – № 23 (418). – С. 433-435.
6. Мелешкина, П.А. Адаптация первоклассников в школе / П.А. Мелешкина // Вестник науки. – 2023. – №2 (59). – С. 101-107.
7. Пичугин, С.С. Роль и место цифровизации в формировании образовательной среды в начальной школе / С.С. Пичугин, Л.А. Громова, В.Ф. Красноперова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2021. – №6 (78). – С. 75-80.
8. Пономарева, Е.В. Готовность к обучению в школе в научных исследованиях / Е.В. Пономарева // Молодой ученый. – 2019. – № 35 (273). – С. 145-149.
9. Ширшова, Л.В. Особенности адаптации первоклассников к обучению в начальной школе / Л.В. Ширшова // Молодой ученый. – 2020. – № 25 (315). – С. 432-433.