Фрагмент для ознакомления
2
1.Философия эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения продолжалась приблизительно с середины XIV до середины XVII века. Она получила свое название потому, что в тот период сформировался огромный интерес к античной культуре, в том числе и к философии. Некоторым ученым казалось, что античность снова возникла, как-бы возродилась и что они проживают в античном обществе. Вместе с тем происходило не возрождение античной культуры, а ее усвоение и применение людьми нового времени в полном соответствии с их основными интересами.
Центром философских изы¬сканий в эпоху Возрождения становится человек (антрос), тем самым наступает вре¬мя антропоцентриама. Образуется новая система цен¬ностей, где первостепенное значение отводится человеку и природе, а далее религии и ее проблемам. Эстетическое, (в переводе с греческого - относящееся к чувству), превалирует в филосо¬фии эпохи Возрождения. Мыслителей начинает больше инте¬ресовать творчество и красота личности человека, а не различные религиозные догмы. Основания антропоцен¬тризма Возрождения находятся в изменении экономиче¬ских отношений. Разделение ремесла и сельского хозяйства, стремительное развитие мануфактурного производ¬ства, знаменовало собой переход к раннему капитализму от феодализма [2].
В философии эпохи Возрождения принято выделять следующие основные на¬правления:
гуманистическое (XIV-XVIII вв.) – решались основные проблемы человека, утверждались его могущество и величие, отрицались догматы церкви (Л. Валли, Петрарка);
неоплатоническое (XV-XVI вв.) - с позиций идеализ¬ма стремились познать явления природы, проблемы человека, космос, развивали учение Платона (Марандола, Н. Кузанскнй, Парацельс);
натурфилософское (XVI-XVII вв.) - опираясь на астрономические и научные открытия, предпринимались по¬пытки изменить представление относительно устройства Все¬ленной, Космоса и самих основ мироздания (Джордано Бруно, Николай Ко¬перник, Г. Галилей);
реформационное (XIV-XVII вв.) – предпринимались попытки пересмотра церковной идеологии, а также взаимоотношений между церковью и людьми (Жан Кальвин, Эразм Роттердамский, Томас Мюнцер, Мартин Лютер, Усенлиф);
политическое (XV в.) – данное направление связано с проблемами в отношении управления государством (Николо Макиавелли);
утопическо-социалистическое (XV-XVII вв.) - поиск идеального общества на основании регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии полного отсутствия частной собственности (Томмазо Кемпанелла, Томас Мор) [4].
В Италии эпоха Возрождения началась раньше, чем в остальных странах Западной Европы. Первым представителем эпохи Возрождения принято считать, итальянского поэта и философа Франческо Петрарка (1304 - 1374). Он достаточно широко известен своими сонетами-стихами, которые были посвящены его любимой женщине. Петрарка является основоположником лирической западноевропейской поэзии последующего времени, в которой непосредственно выражены чувства, впечатления, переживания, настроения авторов стихотворений, а также их внутренний духовный мир. Интерес к самому человеку, его мировоззрению и жизни в целом характерен и для всей философии эпохи Возрождения.
В то время также существовала очень тесная связь философии, художественной литературы, науки и искусства. Эпоха Возрождения представляет собой время создания великолепных художественных произведений, интенсивного развития искусства. Наиболее выдающиеся представители культуры эпохи Возрождения: английский драматург и поэт Уильям Шекспир, итальянский художник, изобретатель, ученый и философ Леонардо да Винчи, итальянский художник, скульптор, архитектор и поэт Микеланджело Буонарроти, ученые Галилео Галилей (Италия), Николай Коперник (Польша), Иоганн Кеплер (Германия) и многие другие [10].
Для полной характеристики философии эпохи Возрождения следует отметить ее основные понятия: человек, разум и природа. Особый интерес самых прогрессивных мыслителей эпохи Возрождения к данным понятиям был косвенно или прямо направлен против религиозного мировоззрения, господствовавшего в средние века. В самом центре мировоззрения людей средневековья располагалось понятие Бога. Их мировоззрение по большей части носило теоцентрический характер (от древнегреческого «теос» – Бог). А в центре мировоззрения образованных, прогрессивных людей эпохи Возрождения было понятие человека. Их мировоззрение имело антропоцентрический характер (от древнегреческого «антропос» – человек).
Не случайно в эпоху Возрождения впервые возник гуманизм в качестве системы идей и движение философской и социальной мысли. Слово «гуманизм» происходит от латинского humanus – человеческий, человечный.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М: Высшая школа, 2010. - 368 с.
2. Ерина, Е. Б. Основы философии / Е.Б. Ерина. - М.: РИОР, Инфра-М, 2017. - 309c.
3. История русской философии / Б.В. Емельянов и др. - М.: Академический Проект, Деловая книга, 2015. - 736c.
4. История философии. Под редакцией Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф. Юдина. М.: Инфра-М, 2019 - 673 с.
5. История Философии: Учеб. для высш. учеб. заведений / Под ред. В. П. Коханского, В. П. Яковлева. 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 736 с.
6. Логунова Л. Николай Бердяев - человек судьбы // Высшее образование в России. - 2015. - № 6. - С. 139-147.
7. Мамардашвили, М.К. Философское представление о материи/ М.К. Мамардашвили// Природа. - 2016. - № 11. – 120с.
8. Мелюхин С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. – М.: Право, 2015. – 569с.
9. Свергузов, А. Т. Философия. Учебное пособие / А.Т. Свергузов. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2015. - 192c.
10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа. М., «Развитие» переизд» 2015 - 479 с.