Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы связана с интересом к видам музыкальной гармонии.
Цель и задачи работы: проанализировать и рассказать про виды «именных гармоний» с соответственными примерами.
Сущность многих понятий, сложившихся исторически на протяжении веков, раскрывается в происхождении самих слов, их обозначающих. Так и со словом «гармония».
Слово «гармония» восходит к древнему индоевропейскому корню «ар» (ar или har), означающему «связь» или «связь» чего-либо с чем-либо. Отсюда греческое слово αρμονία («гармония»), от которого непосредственно происходит наша «гармония». Греческий глагол «harmodzo» (άρμόζω) или «harmotto» (άρμόττω) среди своих многочисленных значений включает следующие: приспосабливать, исправлять; регулировать; сочинять, сочинять; настроить, внести гармонию; обручиться, жениться; плотно прилегать, приближаться; подходит, подходит.
Значения слова «гармония» (αρμονία), данные в Древнегреко-русском словаре: соединение, скрепление; расчалка; соглашение, соглашение; установление, порядок; ментальный склад; лад (музыкальный); последовательность, пропорциональность; гармония, гармония.*
1. Понятие гармонии
Первоначально слово «гармония» употреблялось в общеязыковом бытовом значении (без специального научного, философского, эстетического значения). Так было в IX-VIII вв. до н.э., в эпоху Гомера. В «Илиаде» «гармония» — это период мирной жизни, согласия, согласия; в «Одиссее» есть «гармония» в смысле «зажим», «гвоздь». Слово «гармония» приобрело философско-эстетическое значение в учениях пифагорейцев (VI-IV вв. до н.э.). Другие греческие мыслители — как во времена пифагорейцев, так и в последующие века — закрепили и углубили сложные значения термина «гармония» (Гераклит, Эмпедокл, Платон и др.).
«Именные» гармонии — это индивидуализированные гармонии, названные в честь композиторов, использовавших их в своих произведениях, или в соответствии с характером тяжести, которую они характеризуют. Это своего рода их "визитные карточки"
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арановский М.Г. Романтизм и русская музыка XIX века. //Вопросы теории и эстетики музыки. – Л.-М.: Музыка, 1965. – Вып.4. – С. 87–105.
2. Берков В.О. Формообразующие средства гармонии. Аккорд. Лейтгармония. Секвенции. – М.: Сов. композитор, 1971.
3. Берков В.О. Гармония Бетховена: очерки. – М.: Музыка, 1975.
4. Бершадская Т.С. Лекции по гармонии. – Л.: Музыка, 1985.
5. Дернова В.П. Гармония Скрябина. – Л., 1968.
6. Дьячкова Л.С. Гармония в западноевропейской музыке (IX – начало XX века): учебное пособие. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2009.
7. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. – М.: Музыка, 1975.
8. Кивалова Л.А. Гармония в стилях. Теория. Практика: Учебное пособие по гармонии XVI – начала XX веков. – Саратов: Изд. Саратовской консерватории, 2003.
9. Мазель Л.А. Исследования о Шопене. – М.: Сов. композитор, 1971.
10. Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке: В 3 вып. – М.: Музыка, 1985–1989.
11. Синьковская Н.Н. О гармонии П.И.Чайковского. – М.: Музыка, 1983.
12. Стручалина Э.А. Романтическая гармония: Учебное пособие. – Ростов-н/Д: РГК им. С.В. Рахманинова, 2010.
13. Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. – М.: Музыка, 1988.