Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Дифференциация понятий «интеграция» и «инклюзия», «интегрированное образование» и «инклюзивное образование» 3
Модели интегрированного (инклюзивного) образования в России (В.И. Лубовский, Л.М. Шипицына). Характеристика моделей 5
Психолого-педагогические характеристика детей с нарушениями речи 8
Психолого-педагогические характеристика детей с нарушениями зрения 11
Отрицательные аспекты инклюзивного образования для всех участников образовательного процесса 13
Список источников 16
Фрагмент для ознакомления
2
Дифференциация понятий «интеграция» и «инклюзия», «интегрированное образование» и «инклюзивное образование»
Интеграция – это процесс развития, который состоит в объединении двух либо более отдельных субъектов одного уровня, либо их частей непосредственно в рамках существующей или предполагаемой системы. Субъекты принимают участие в интеграционных процессах в том случае, когда они не имеют возможности непосредственно за счет своих внутренних резервов успешно существовать или активным образом развиваться.
Инклюзия – это процесс, основной целью которого выступает удовлетворение различных потребностей обучающихся непосредственно через расширение их участия непосредственно в процесса обучении, в общественной и культурной жизни, снижение числа тех, кто является исключенным из процесса образования.
Интегрированное образование – это комплексное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ в специальных аккредитированных государством общеобразовательных школах (в этом случае акцент делается именно на посещаемости). Ребенок в рамках интегрированного обучении рассматривается как субъект обучения и проблема. Предполагается, что ребенок должен быть изменен, либо адаптирован, реабилитирован для того, чтобы максимальным образом соответствовать системе школьного образования и школьного общества.
В свою очередь инклюзивное образование являет собой динамический процесс, потому как он предусматривает практически постоянную адаптацию всех необходимых условий образования непосредственно к индивидуальным особенностям каждого отдельного ученика. Также инклюзивное образование можно понимать как процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования именно для всех, непосредственно в плане приспособления к разным нуждам всех детей, что, в конечном итоге, обеспечивает доступ к образованию для детей, имеющими особые потребности. Инклюзивное образование старается развить методологию, ориентированную на детей и при этом признающую, что все без исключения дети – это индивидуумы с разными потребностями в обучении. При этом инклюзивное образование стремится разработать определенный эффективный подход к преподаванию и обучению, являющийся более гибким для удовлетворения разного рода потребностей в обучении.
Инклюзивное образование, как и включающее образование, является процессом обучения детей с особыми потребностями именно в обычных общеобразовательных школах одновременно вместе со сверстниками . Однако при этом инклюзивное образование является более широким процессом интеграции, который подразумевает для всех детей одинаковую доступность образования, а также развитие общего образования именно в плане приспособления к разным нуждам всех детей.
Термин «инклюзия» также имеет определенные отличия от термина «интеграция». Все заинтересованные стороны при инклюзии должны принимать весьма активное участие для получения намеченного результата.
Другими словами, процесс инклюзии представляет собой реальное включение инвалидов детей с ОВЗ в достаточно активную общественную жизнь, что необходимо в одинаковой степени необходимо именно для всех членов общества.
В качестве основного принципа инклюзивного образования выступает то, что обучение детей с ОВЗ происходит именно в обычных образовательных учреждениях, при том условии, что данные образовательным учреждениям в этом случае создаются все необходимые условия для качественного удовлетворения специальных образовательных потребностей этих лиц.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Андреев, В.Н. Дистанционное образование детей-инвалидов: зарубежный опыт: учеб. пособие / В.Н. Анндреева. – Тула, 2010. – 212 с.
2. Гребенникова, В.М. Развитие инклюзивного образования в российской федерации: проблемы и перспективы / В.М. Гребенникова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-19. – С. 422-429.
3. Ковязина И.В. Психолого-педагогические аспекты инклюзии в образовании детей с ТНР в основной школе И.В. Ковязина Л.В. Пилипец // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – C. 30-35.
4. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2008. – 271 с.
5. Логопедия: учеб. для студентов / под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – Москва: Владос, 2018. – 680 с.
6. Лубовский, В.И. Инклюзия – тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями / В.И. Лубовский // Специальное образование. 2016. № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuziya-tupikovyy-put-dlya-obucheniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 25.06.2023).
7. Мёдова, Н.А. Проблемы инклюзивного образования : учеб. пособие / Н.А. Мёдова, Н.В. Байгулова. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2019. – 136 с.
8. Мустафина, Л.Н. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.Н. Мустафина // Молодой ученый, 2011. С. 164-166. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1397/ (дата обращения: 29.06.2023).
9. Мясникова, Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения / Л.В. Мясникова. – Саратов, 2006. – 191 с.
10. Сoлнцевa, Л.И. Введение в тифлoпсихoлoгию раннего, дошкольного и школьного возраста / Л.И. Солнцева. – Москва: Пoлигрaф-Сервис, 2007. – 121 с.
11. Хватцев, М.Е. Логопедия. Кн. 1 / М.Е. Хватцев. – Москва: ВЛАДОС, 2009. – 378 с.
12. Шипицина, Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы / Л.М. Шипицина // Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения. – Санкт-Петербург, 2010. – С. 64-69.