Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2 Занятость и безработица
Анализ программных документов региональных органов власти в области содействия занятости и регулировании рынка труда. Концепция развития рынка труда.
В рамках федерального проекта «Содействие занятости» и национального проекта «Демография», Постановлением Правительства РФ от 15.12.2022 года № 2309 «О реализации в 2023 году отдельных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда», были разработаны дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ. Дополнительные мероприятия включают финансовое возмещение затрат работодателей на частичную оплату труда и материально-техническое оснащение, профессиональное обучение при организации общественных работ граждан, зарегистрированных в органах занятости.
Орган в области содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования должен решать как тактические, так и стратегические задачи. Первый должен включать информационно-консультационную работу с выпускниками и работодателями, трудоустройство выпускников, а также мониторинг достигнутых результатов. Стратегические задачи такого органа должны включать анализ регионального рынка труда, разработку программных документов, определяющих меры по совершенствованию системы трудоустройства выпускников, развитие стратегических партнерских отношений с ключевыми работодателями на соответствующем рынке.
Главной среди этих задач является непосредственное участие этого органа в трудоустройстве молодых специалистов. Такое участие может осуществляться в следующих формах:
- тесное сотрудничество с ведущими региональными университетами с целью получения наиболее подробной информации о составе и квалификации выпускников;
- сотрудничество с работодателями, получение от них информации о потребностях в персонале, открытых вакансиях и предлагаемых возможностях, а также предоставление работодателям информации о выпускниках, которые хотят найти работу по интересующей их специальности;
- предоставление выпускникам, обратившимся в службу занятости, информации о региональном рынке труда, содействие в определении их профессиональной ориентации;
- предоставление выпускникам, желающим трудоустроиться, помощи в поиске вакансий (в том числе на портале "Работа в России"), подготовке резюме и сопроводительных писем; консультирование по самопрезентации во время собеседования или переговоров с работодателем.
Для привлечения работодателей орган в сфере содействия трудоустройству выпускников должен принимать активное участие в различных мероприятиях, посвященных развитию рынка труда. Это может включать в себя различные ярмарки вакансий, дни карьеры и т.д. Помимо сотрудничества с работодателями, этот орган должен координировать свои действия с другими участниками системы содействия трудоустройству, включая территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости, региональные организации по содействию трудоустройству безработных, университетские карьерные центры, а также негосударственные кадровые агентства.
Создание такого органа в рамках государственной службы занятости, ориентированного на содействие трудоустройству молодежи, позволит снизить уровень безработицы и обеспечить региональные предприятия квалифицированными кадрами.
Институциональные преобразования в отрыве от других мер по стимулированию занятости молодежи недостаточно эффективны, поэтому представляется важным внедрить ряд мер государственной поддержки, адресованных различным субъектам системы образования и рынка труда. В частности, такие меры включают:
- Налоговые льготы для организаций, предоставляющих рабочие места студентам;
- Проекты по стимулированию предпринимательской активности молодых специалистов, поддержке стартапов;
- Создание бизнес-инкубаторов для молодых специалистов;
- Специальные стипендии для студентов, проходящих практику у своих будущих работодателей;
- Разработка системы квотирования рабочих мест в организации для молодых специалистов в каждой организации;
- проведение консультаций среди молодых специалистов, посвященных индивидуальному предпринимательству, а также оказание помощи в получении кредита или привлечении инвестиций для развития собственного бизнеса теми молодыми специалистами, которые предоставят наиболее прибыльные бизнес-проекты.
В рамках совершенствования системы содействия трудоустройству молодых специалистов также необходимо выделить некоторые меры, направленные на создание условий, наиболее благоприятных для молодых специалистов, желающих трудоустроиться на региональном рынке труда.
1. Включение в перечень потенциальных возможностей трудоустройства для выполнения разовой (или краткосрочной) работы по гражданско-правовому договору для тех лиц, которым в течение двух месяцев не было предоставлено ни одной вакансии для выполнения постоянной работы по трудовому договору.
2. Расширение использования информационно-коммуникационных технологий, которые опосредуют содействие трудоустройству молодых специалистов (в частности, разработка и внедрение интерактивного приложения для смартфонов, планшетов и ноутбуков, которое включает в себя опцию автоматического поиска подходящих вакансий, автоматическое уведомление о появлении новых предложений от работодателей в информационная система "Работа в России").
3. Предоставление стажировок молодым специалистам в течение года после окончания учебы с оплатой труда из регионального или федерального бюджета в федеральных или региональных органах власти, бюджетных учреждениях, государственных унитарных предприятиях и других организациях с целью приобретения опыта работы по специальности для дальнейшего трудоустройства.
4. Предоставление молодым специалистам возможности пройти неоплачиваемую стажировку по специальности с выплатой пособия по безработице на время прохождения стажировки с целью приобретения профессионального опыта.
5. Введение критериев эффективности молодых специалистов, на основе которых будет строиться работа по повышению квалификации тех лиц, которые оказались невостребованными работодателями в течение года после регистрации в службе занятости. Для оценки эффективности мы предлагаем проводить ежеквартальные аттестации на профессиональную пригодность для трудоустройства в приоритетной сфере деятельности. В качестве критериев можно использовать, например, уровень знаний в той области, которую молодой специалист считает основной. Предлагается возложить ответственность за проведение аттестаций на учебные заведения, в которых проходили подготовку молодые специалисты. При этом распределение вакансий для трудоустройства предлагается осуществлять в зависимости от оценки эффективности молодых специалистов: лица, которым присвоен более высокий рейтинг, направляются на трудоустройство в приоритетном порядке. Необходимым условием для этой модели также является постоянное увеличение количественного выражения оценки. Если оценка эффективности имеет тенденцию к долгосрочному снижению (от года и более), рекомендуется направлять молодых специалистов на профессиональную переподготовку или снимать их с учета в качестве безработных в службе занятости.
6. Создание специальных комиссий при региональных органах исполнительной власти в сфере труда и занятости, деятельность которых будет заключаться в оценке эффективности наиболее результативных бизнес-проектов, представленных молодыми специалистами.
Показать больше